Молодость без труда
Среди безработных саратовцев 40 % молодежи
2 июня 2015, 09:00
Проблемы трудоустройства молодежи в России разрослись до такого масштаба, что по этому показателю мы уже догоняем южную Европу, где вопрос "молодой безработицы" за последнее десятилетие стал едва ли не самым злободневным. Корреспондент ИА "Взгляд-инфо" пытался понять, каковы причины и возможные последствия этого явления в Саратовской области и как с ним борются в нашем регионе.
Когда в "тени" жарко
О том, что ситуация заметно осложнилась, с опаской говорят на всех уровнях власти вплоть до президента страны. А скептики пугают: будет еще хуже, как только правительство примет решение о повышении пенсионного возраста, и пожилые работники еще крепче будут держаться за свои рабочие места.
На сегодняшний же день, по данным Всеобщей конфедерации профсоюзов (объединяющей профсоюзы стран СНГ), около 38% молодых людей в возрасте до 25 лет не работают и не учатся. Только треть выпускников вузов находят вакантные места по своему профилю. Министерство труда и занятости Саратовской области на запрос ИА "Взгляд-инфо" уточнило, что удельный вес молодежи в общей численности безработных в регионе равен почти 40%.
Но и к этим цифрам многие специалисты относятся с недоверием, поскольку они касаются лишь официальной работы. А ведь российская молодежь далеко не всегда оформляет свои отношения с работодателем в соответствии с Трудовым кодексом, есть еще и теневая экономика. По статистике пятая часть выпускников вузов – программистов, веб-дизайнеров, журналистов, переводчиков – занята так называемым "фрилансом", работает на основании устной договоренности и без социальных гарантий.
Неутраченные иллюзии
Представители науки считают такое положение вещей вполне закономерным. "Молодое поколение не может найти работу в соответствии с потребностями, потому что у нас депрессивный рынок труда, – констатирует Александр Федотов, профессор кафедры экономической социологии Саратовского социально-экономического института РЭУ имени Плеханова. – В стране кризис, падение производства. Для многих малых предприятий банковские кредиты стали просто неподъемными. Длинных денег у компаний нет. Не удивительно, что спрос на специалистов снижается. Тем более что и уровень их профессиональной подготовки тоже падает, чего уж скрывать".
В числе субъективных проблем при трудоустройстве молодежи исследователи называют отсутствие практического опыта работы, завышенные требований к заработной плате, комфорту, престижу рабочего места.
"Мы, как можем, стараемся минимизировать эту проблему, – говорит Надежда Рукан, начальник отдела содействия трудоустройству выпускников ССЭИ. – Выстраиваем с работодателями отношения, заключаем соглашения и даем студентам возможность еще во время учебы пройти стажировку, практику и зарекомендовать себя. Но проблема двоякая. С одной стороны, работодатели неохотно принимают выпускников без практики, даже если теоретически они подготовлены хорошо. С другой стороны, у нынешних выпускников завышенные ожидания. Они сразу видят себя на серьезной позиции с хорошей зарплатой. Нынешнее поколение на первое место ставит именно достойную зарплату, а не возможность работать по специальности. Поэтому не все меры, которые работали тридцать лет назад, работают сейчас. Например, попытки квотирования рабочих мест для молодежи. Реальных рычагов обязать коммерческое предприятие принимать на работу выпускников нет".
Нельзя, считают ученые, недооценивать и фактор мигрантов, чей труд обходится работодателю значительно дешевле. Кроме того, ситуация обостряется в условиях переизбытка определенных специалистов. Например, ежегодный чрезмерный выпуск юристов и экономистов делает многих представителей этих специальностей невостребованными в своей профессиональной нише.
"Наблюдается несбалансированность образовательной политики, слабо реагирующей на запросы рынка труда. Ведь подготовка специалистов должна вестись с учетом спроса со стороны производства, бизнеса, – считает Инна Бабаян, директор социологического центра СГТУ имени Гагарина. – Практика получения диплома ради диплома совершенно не оправдана в условиях обесценивания высшего образования".
Гарантии без гарантий
В областном министерстве образования утверждают, что многие выпускники имеют возможность получить гарантированное место работы после окончания вуза, используя так называемое "целевое обучение".
"Договор о целевом обучении заключается между образовательной организацией, работодателем и гражданином, – рассказывает министр Марина Епифанова. – По сути, эта система является преемницей советской системы распределения, с тем отличием, что будущий студент заранее сам делает выбор будущего места работы и сам принимает решение, нужно ли ему такое направление или он после окончания учебы будет искать работу самостоятельно".
О работе в данном направлении отчитался и региональное министерство труда и занятости.
"Областной службой занятости совместно с работодателями, учебными заведениями проводятся мероприятия в целях снижения дисбаланса и минимизации рисков в развитии молодежного рынка труда, – сообщает глава ведомства Наталья Соколова. – Это проведение ярмарок вакансий, гарантированных собеседований. Оказываются услуги по психологической и социальной адаптации, проводится обучение по востребованным на рынке туда профессиям. Кроме того, в области вступил в силу закон о квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных молодежных категорий".
Насколько могут быть эффективны на сегодняшний день перечисленные шаги? Ведомство само ответило на этот вопрос, назвав цифру в 40% (доля молодежи среди безработных). И она продолжает расти. Похоже, подобные меры нынче почти не работают, поскольку у работодателя есть свои субъективные требования к потенциальному работнику. А возможностей заставить его принять в штат того или иного выпускника сегодня у региона, по большому счету, нет никаких.
Снится мне деревня
В свою очередь министерство здравоохранения Саратовской области оповещает, что за три года действия в регионе программы "Сельский доктор" (единовременная выплата миллиона рублей врачу, решившему работать на селе, плюс различные доплаты за выслугу лет) ею воспользовались 163 человека. На 2015 год будущие земские доктора по всей области получат из федерального бюджета в общей сложности 20 миллионов рублей. На сайте минздрава размещены вакансии: в Вольский район требуется шесть врачей, в Лысогорский – четыре, в Марсковский – три, в Аткарский, Ртищевский, Петровский – по одному.
Возможно, эта программа и решит проблемы качества оказания медицинской помощи в отдельно взятых населенных пунктах, но вот проблему занятости молодежи вряд ли. Да и молодежной ее теперь можно считать лишь условно – после того, как возраст потенциальных участников повысили до 45 лет.
Так что по большому счету в борьбе с безработицей поколения двадцатилетних, как правило, остается только искать неоднозначные поводы для оптимизма. И они, нельзя не заметить, с успехом находятся.
"В сегодняшних реалиях при создании инновационных производств, воплощении в жизнь бизнес-идей увеличивается спрос на специалистов качественно иного уровня, готовых работать по новым профессиональным стандартам и в новых условиях, – говорит министр Соколова. – Это энергичные, молодые, целеустремленные люди, обладающие современными знаниями".
Заразная болезнь
Судя по всему, процесс массового прихода на рынок "целеустремленных специалистов качественно иного уровня" не обещает быть быстрым. Между тем, по мнению экономистов, проблема молодежной безработицы наравне с кризисом в банковской сфере – одна из главных угроз для будущего Европы. Она уже парализовала государства южной части континента, в которых количество незанятых молодых людей составляет от 35% (в Португалии и Италии) до 60% (в Греции и Испании).
Европейские ученые отмечают, что отсутствие работы в самом продуктивном возрасте негативно влияет на важнейшие для любого человека решения: вступление в брак, рождение ребенка, приобретение жилья. Сталкиваясь с трудностями на рынке труда, молодые люди теряют желание искать работу, утрачивают профессиональные навыки, обретают комплекс невостребованности. Среди эмоциональных последствий безработицы – депрессии и даже самоубийства.
Все это негативно сказывается на структуре экономики, на развитии общества в целом, на возрастании социальной напряженности (вспомним погромы на улицах европейских городов).
Но и среди тех, кто все-таки устраивается на работу, далеко не все счастливы: часто ради получения места они соглашаются на небольшую зарплату, занимаясь при этом деятельностью, не соответствующей их квалификации. Впрочем, это проблема не только Европы. Так, американские консалтинговые агентства подсчитали, что за последние два года около половины выпускников колледжей в США трудоустроились в компании, где для выполнения профессиональных обязанностей диплом о высшем образовании не нужен вовсе.
Скупой платит дважды
Так какие же меры могут быть действенными? Очевидно, что от государства и региональных властей требуется создание не формальных (для отчетности), а реальных, эффективных программ, которые предоставляли бы молодежи гарантии занятости, оказывали помощь в адаптации к специфике современной экономической ситуации. При этом скупиться не стоит. Так, в Международной организации труда убеждены, что меры по продвижению молодежной занятости следует оградить от политики жесткой экономии, увеличив инвестиции на целевые программы.
"Инвестирование в эти меры обойдется гораздо дешевле, чем последующие выплаты пособий по безработице, потери в связи с антиобщественным поведением и все большее отстранение молодежи от рынка труда, – заметил глава МОТ Гай Райдер на недавней встрече министров труда стран G20 в Москве. Он сослался на позитивный опыт Германии, заметив, что "чем выше объем таких инвестиций, тем ниже уровень безработицы среди молодежи".
К этому только можно добавить основной вывод многих экономистов и социологов: чем меньше молодых людей занимается достойным и продуктивным трудом, тем слабее экономика. Выиграет тот, кто сумеет разорвать этот порочный круг.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте