Лучше уж вы к нам
Образ большой страны в манящих плакатах "Интуриста"
8 июля 2015, 09:00
Продолжаем вместе с читателями "Взгляда-инфо" играть в ассоциации. Предыдущие выпуски рубрики были посвящены продовольственной программе, антиамериканской пропаганде, борьбе за трезвость, вкусной и полезной еде, дружбе народов, материнству и детству, новогодним праздникам, Дню защитника Отечества, празднику 8 Марта, первоапрельским карикатурам, выбору профессии, отпуску и отдыху.
Увы, но поездки за границу для многих россиян сегодня доступны все меньше и меньше – и по политическим, и, в первую очередь, по экономическим причинам. В прошлом выпуске нашей рубрики мы вспоминали, как советская пропаганда предлагала гражданам правильно отдыхать: в туристских походах и путешествиях по горам Кавказа, накопить денег в сберкассе и полечить страдания костей и суставов на госкурорте. А лучше всего, конечно, провести отпуск на Волге.
Но горы Кавказа и отдых на Волге предлагали не только самим жителям Советского Союза. Экзотикой и красотами нетронутой природы заманивали в нашу страну и иностранцев. И в течение нескольких десятилетий монополию в этой сфере держал "Интурист".
Эта государственная компания была создана в апреле 1929 года именно для того, чтобы зазывать в СССР иностранных туристов и путешественников. Которые, в свою очередь, могли бы расплачиваться за поездки и отдых валютой. А валюта нашей стране была крайне нужна не только в годы индустриализации (начало 1930-х – первая волна иностранного туризма в экзотический для Запада Советский Союз), она всегда нужна.
Так что в рекламе для внешнего потребления речь шла не только и не столько о пропаганде советских ценностей. Красные флаги, конечно, на интуристовских плакатах встречаются, но не так часто. Чаще упор идет на экзотику и этнографию, масштабы и просторы страны, в которой одновременно есть балет Большого театра и охота на медведей, транссибирский экспресс и средневековые города Центральной Азии, грузинский "милитари хайвэй" и сочинская "Ривьера".
Художники, работавшие над плакатами "на Запад", не могли не учитывать существовавший в других странах уровень рекламы. В итоге заданная планка с точки зрения композиции, шрифтов, стиля рождала настоящие изобразительные шедевры. Посмотрите плакаты с Потемкинской лестницей и как раз таки красным флагом (Одесса), или с горой Арарат в арке железнодорожной эстакады (советская Армения), или с рыжей лисой на зеленой траве (охота в СССР).
Страна, представавшая с рекламных плакатов "Интуриста", была, конечно, много лучше той, в которой жили советские люди. В рекламном СССР можно было наесться крупных батумских апельсинов или насладиться ароматом вина многолетней выдержки, путешествовать на автомобиле по сибирским и кавказским дорогам или за 484 рубля 80 копеек купить билет на самолет до Токио. В этой стране мужчины носили белые брюки, а стройные женщины – национальные платья, и все улыбались. Посетите Советский Союз – страну первого космонавта, альпинизма, золотого пути и волжских арбузов!
Для внимательных читателей: в этой подборке плакатов, собранных на просторах интернета, есть два, в которых упоминается и Саратов.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте