Транспортная заДача
Почему саратовцы бросают свои родимые шесть соток
9 июля 2015, 09:00
Отправляясь с непривычки по одному из пригородных дачных маршрутов, даже не представляешь себе, насколько это захватывающее и убийственное приключение. Зато под конец эксперимента понимаешь: поездки на дачу – сродни Спарте, выживает только сильнейший.
Со стороны кажется, что это просто инерция, старая привычка – мучиться, но ездить на родимые шесть соток. Преодолевать еженедельно часы стояния, трясения и толкания в пригородном транспорте. И не знать наверняка, успеешь ли вернуться назад в Саратов. Но многим горожанам (особенно сегодня, когда вновь наступили непростые экономические времена) свой обихоженный кусочек земли действительно помогает элементарно прокормить семью. Вот только транспортные чиновники год за годом все усложняют и усложняют задачу добраться из пункта Г до пункта Д.
Все дачные саратовские направления охватить невозможно, мы ограничились лишь несколькими экстремальными маршрутами. Те, кто ездит на дачу на своей машине, наверняка могут тоже рассказать много интересного – например, про бесконечные пробки на выезде из города в пятницу после обеда и на въезде в Саратов в воскресенье вечером. Но мы сегодня не об этом.
Корреспондент ИА "Взгляд-инфо" прокатилась на теплоходе, электричке и пригородном автобусе, а также выяснила, почему саратовские дачники готовы повторить украинский сценарий.
Осторожно, "Дачное"
Сидим на спасательном приборе – по крайне мере, так написано на оранжевых ящиках, на которые временно приземлились несколько человек. На нижней и верхней палубе все места заняты. Сегодня среда, но желающих добраться до дачи не меньше, чем в выходные.
Вообще пригородные теплоходики отчаливают и причаливают всего три раза в неделю в дни полива (в среду и в выходные). Первый по маршруту "Саратов – Сосновка" уходит в семь утра, следом в полвосьмого идет "Саратов – Шумейка", а возвращаются оба соответственно в полшестого и в семь вечера. Мы едем до Шумейки.
Пассажирки Людмила Александровна и Наталья Васильевна пользуются услугами речного транспорта уже полвека. Рассказывают: до недавнего времени "омики" ходили каждый день и через каждые сорок пять минут, затем их сократили до трех раз в день, а теперь и вовсе до трех дней в неделю – утром и вечером.
"Теплоходы не ходили в 2012 году, когда денег им не платили, и их отменили. Это был кошмар, – бойко говорит Людмила Александровна. – А раньше еще один год не ходили, когда вас и на свете не было. В 1971-м это направление закрывали из-за вспышки холеры. Но сейчас-то вроде холеры нет".
"Мы не надеемся, что увеличат дни, хотя бы эти не отменили, – с горькой иронией замечает вторая дама. – Вот только поправили бы время отправления в Саратов. Сейчас мы возвращаемся практически ночью, в полдевятого, а до этого в Саратов приходили в полвосьмого. Это мы живем рядом с набережной, а кому ехать в другой конец города, так вообще сложно уехать, в это время автобусы практически не ходят. Тяжело".
Этим рейсом едут не только бесплатные льготники, ветераны труда. Есть и немало пассажиров, заплативших за билет 40 рублей. Сумма за полтора часа езды вполне приемлемая, в отличие от предлагаемых ста рублей до Энгельса, – так было, когда мост закрывался на ремонт.
"В прошлом году билет стоил 35 рублей, – рассказывает молодая пассажирка Юлия Суханова, добавляя, на теплоходе очень удобно добираться до участков и возвращаться с собранным урожаем. – Вот только когда в этом году изменили график отправления теплохода, нигде об этом не объявляли, никакого нового расписания я не нашла и на речном вокзале. Пришлось звонить к ним и узнавать".
Преимуществ у поездки на "омике" гораздо больше, чем минусов. Тут тебя полусонного обдувает бодрящий ветерок, по сторонам мелькают островки полудикой природы, с которой сливаются дрейфующие в полудреме рыбаки. В салоне теплохода свободно, никто над тобой не нависает с котомками и не хлещет рассадой по ногам. Пенсионеры спокойно сидят за столиками, читают газеты и разгадывают головоломки. Дети стоят на корме и завороженно смотрят, как от винта летят водные брызги и пена.
Кого-то этот вариант подкупает удобством, а кто-то выбирает его потому, что иначе до дачи (если у тебя нет автомобиля) можно добраться только вплавь. Выходящие перед Шумейкой пассажиры пугают: с их остановки "Дачное" по суше уехать нереально. Слишком далеко до автотрассы. Так что, с их слов, "Дачное" – место коварное.
Незаметно преодолели весь путь. Отзывчивая молодая пара, приехавшая на загородный пляж, проходя к выходу, предупреждает: "Это Шумейка". В их словах я засомневалась, когда уже сошла на незнакомый берег. На всякий случай переспрашиваю у контролера, зачем же отчаливают от берега, если они стоят на конечной до вечернего вояжа. "Это "Дачное", Шумейка следующая", – уже отплывая от берега, сообщает контролер.
Дачное неудачное – от одной мысли перед глазами пронеслась ужасная картина, как буду искать трассу, автобусы, как буду звонить в редакцию, чтобы кто-то выехал на мое спасение. Кораблик уже доплыл до середины бухты. "Вы с нами поедете?" – смеясь, прокричал капитан. К моему счастью, за мной все-таки вернулись.
Не вариант
"Тут много льготников ездит, команде это невыгодно, им стали задерживать зарплату, и они отказались нас перевозить. Так что в 2012-м мы ездили на автобусах, это какой-то кошмар был", – вспоминает пенсионерка Татьяна Петровна.
"Весь саратовский флот распродали, – по-мужски конкретно продолжает ее супруг Анатолий Иванович. – Вот три года назад нас возила Казань. Они сюда ездили, вахтовым методом по две недели работали. Капитана спрашиваю: "А чего вы с Казани сюда?". Он мне: "Да у нас там переизбыток речного флота, а работы нет". У них переизбыток, а у нас вообще ничего нет, все распродано!".
Вместе с семейной парой мы вышли на Шумейке и продвигаемся в сторону автомобильной дороги. Проходим мимо новеньких двух- и трехэтажных коттеджей, Татьяна Петровна обращает внимание на обнесенную бетонным забором территорию с левой стороны дороги. "Камбоджа" – кричит красная надпись на грязно-белом ограждении.
"Здесь, насколько я помню, находился источник с артезианской водой, даже что-то типа санатория, вода считалась лечебной, – отвлекается дачница от транспортной темы. – Но все снесли, теперь это стало частной собственностью. После зимы приезжаешь на дачу, а тут все новыми коттеджами застроено. Все говорят, плохо живем".
Семь лет назад их дети купили участок неподалеку от коттеджного поселка. За эти годы пенсионеры опробовали все возможные транспортные способы: "Несколько раз мы ездили из Саратова на автобусе № 379. Ужас. Он отправляется в семь утра от железнодорожного вокзала. Туда лучше за час приезжать, чтобы тебе досталось сидячее место. Не успел – всю дорогу придется стоять до Шумейки, а кому-то вообще не везло, не брали стоя. В основном едут пожилые люди, им в пути становится от духоты плохо. Автобус ходит три раза в неделю, постоянно давки. На такие поездки нас хватило ненадолго. На наш взгляд, у Энгельса с пассажирскими перевозками организованней, они для людей стараются, а Саратов – нет".
Попутчики не обманули. Как только мы оказались на остановке рядом с лагерем "Ударник", тут же подъехала маршрутка. На ней я доехала до центра Энгельса и там пересела на 284-й. Обратный билет по суше обошелся на пять рублей дороже водного.
Одна на всех
Еще один вполне безопасный, но далеко не бюджетный способ доехать до дач – пригородные электропоезда. К примеру, курсирующие от Саратова до станции Анисовка и в сторону Аткарска. Но с электричками, жалуются пассажиры, все печально.
Чтобы узнать, так ли это на самом деле, берем билет на ближайшую электричку, проходящую в районе дачных станций. Кассир советует оплатить проезд до "Жасминной", так и будет время пообщаться с дачниками, и путешествие обойдется всего в 23 рубля. Если же ехать до конечного пункта "Лопуховка", сумма возрастает до 228 рублей.
Воскресенье, 14.35. К платформе подъезжает электричка "Анисовка – Лопуховка", состав из четырех вагонов. Тут же к ней бодро подтягиваются бабушки с котомками, дамы с тележками, мужчины с тяжеленными рюкзаками, все по-спортивному шустро загружаются внутрь. Сейчас в электричке свободно, но чаще здесь просто аншлаг.
До некоторых дач по этому направлению можно уехать и не вернуться. Как, например, в случае Ларисы Бойковой. Пенсионерка выходит на остановочном пункте № 824 – это четырнадцатая станция от Саратов-1, идущая сразу после узловой "Курдюм". "С нашего километра можно уехать три раза в неделю утром и поздно вечером в среду и выходные. Раньше была еще промежуточная электричка. И еще ходила одна татищевская и одна ртищевская. Их сократили в этом году", – перечисляет утраты Бойкова.
Судя по расписанию, электричка "Аткарск – Саратов-1", о которой идет речь, в вечернее время ходит действительно всего три раза в неделю. Лариса Гавриловна до этого лета обычно не ночевала в своем садовом домике, но теперь в дни полива вынуждена больше дышать свежим воздухом.
"У нас дорога появляется за восемь-десять километров. Скоростная электричка от Курдюма идет в 19.15, но до этой станции мне придется идти около часа по путям! – волнуясь, объясняет дачница. – Так еще часы полива совпадают с электричкой, как сегодня: с Аткарска на Примыкание она идет в восемь, и полив в это время. Соседка рассказывала, как ходила в приемную губернатора, вроде даже разговаривала с Радаевым. И ей обещали, мол, разберутся с этим до начала июня. Но сейчас уже июль".
Ежедневно по этому маршруту в четыре часа дня проходит электричка "Аткарск – Анисовка", но и она не спасает положения.
"Когда по весне стали пускать только по четыре вагона, начались давки, – вступает в диалог пенсионерка Наталья Борисова. – Представляете, на дачи приезжают две электрички, а обратно идет только четырехчасовая из четырех вагонов, битком набитых людьми с сумками. Так еще из Курдюма, с Трофимовского, с "Контакта" и "Тантала" садятся рабочие, это какой-то ад. Даже контролеры еле протискивались, все спрашивали нас, почему мы не обращаемся к чиновникам, не пишем. А толку? Уже жаловались".
Слова пассажирок подтверждают и сотрудники РЖД: "Да, в ту сторону все едут на разных электричках, а возвращаются на одной. Собираются все: студенты, дачники, рабочие. Сейчас уже дают по восемь вагонов, хоть чуть-чуть более-менее стало", – замечает контролер Екатерина Байгушева.
Кто сошел с ума?
Сложнее приходится дачникам работающим. Вот Наталья с Татьяной едут туда и обратно, завтра обеим на работу: "Раньше назад можно было уехать в час дня и в шесть вечера. Теперь скачем. У нас выходит, что на дачу выезжаем раз в неделю на полтора часа. И за это время должны успеть все, полить огороды. Так еще и проезд подорожал больше чем на десять рублей – это существенно. Одна поездка на дачу обходится в 114 рублей".
Люди возмущаются бездействием местных властей. Говорят: при таком отношении к садоводам-огородникам ни о каком импортозамещении и мечтать не стоит. Дачники просто бросают свои земельные угодья. Наши собеседницы, например, знают, что в их дачном кооперативе из 130 участков осталось от силы 50, от которых еще не отказались.
Хотя все помнят вот это, февральское: "Вы что, с ума сошли, что ли?". Так отреагировал президент Владимир Путин, когда узнал об отмене пригородных электричек в некоторых регионах. "Это несерьезный подход, это же касается тысяч людей", – сказал тогда глава государства, обращаясь к вице-премьеру Аркадию Дворковичу.
Дело в том, что пригородные перевозки осуществляют дочерние компании РЖД совместно с регионами, руководство которых и устанавливает окончательные тарифы. В основном они ниже себестоимости, недостающую часть железным дорогам компенсирует область. Из-за депрессивных бюджетов число электричек стало сокращаться.
Спустя три месяца после того, как Путин потребовал восстановить пригородное железнодорожное сообщение, министр транспорта и дорожного хозяйства области Николай Чуриков отчитался на пресс-конференции: все вопросы урегулированы.
"Правительство Саратовской области приняло решение об увеличении объемов финансирования, а также увеличении размера тарифов до среднего по регионам. Надо отдать должное и руководству ПривЖД в решении проблемы – после указания президента все электрички были незамедлительно запущены. Потом продолжалась работа по урегулированию экономических вопросов", – сообщил министр.
И добавил: "В общем, мы ведем работу такую, чтобы расписание устроило большинство населения". Только население до сих пор не видит расписания, которое его бы устраивало.
Проезд "окрыляет"
"Очередь занимайте", – резко оборвала меня женщина, у которой я всего лишь поинтересовалась, здесь ли останавливается автобус № 391 "Саратов – Долгий Буерак". Сразу чувствуешь жаркий дачный накал.
На Радищева, на конечной пригородных маршрутов, тут и там собираются кучки людей. За час до прибытия автобуса уже выстраивается целая оборонительная линия пенсионеров. До 11.00 бывалые дачники рассказывают, с чем им приходится сталкиваться.
"Сейчас ходит один автобус, в прошлом году было два. То автобус приходил через каждые 45 минут, теперь через каждые полтора часа. А если сломался, то ждем три часа! Так еще проезд подорожал на четыре рубля, отдаешь за два билета 58 рублей. А нужно же еще в город съездить за продуктами, квартиру проведать", – описывает ситуацию "неприветливая" женщина.
Когда-то Долгий Буерак был всего лишь деревней, рядом с которой появились дачные кооперативы. Теперь это элитный коттеджный поселок, куда также ежедневно ездят нянечки, уборщицы и садоводы. "Когда автобус ломается и если кому-то из стариков становится плохо, никогда никто возле нас не останавливается. Иномарки безразлично проезжают мимо", – с горечью и обидой добавляет дама.
Стоит автобусу только подъехать к месту посадки, как в него тут же влетает вся эта толпа, люди спешно занимают сидячие места. И практически на каждой остановке салон поглощает еще по 10-20 дачников. Сложно понять, как мы тут все поместились. Конечно, это не электричка, где большие вагоны и охрана, и не речной транспорт, где наслаждаешься комфортом и волжским бризом. Тут тебя спрессуют, пройдутся пару раз по ногам, короче, все прелести автобусного круиза.
"Путин говорит, нужно помогать людям, чтобы они обеспечивали рынок своими продуктами. А как его насытишь, этот рынок, если добраться до своих дач вообще невозможно! Сейчас многие бросают дачи", – высказывается пенсионерка-патриотка Татьяна Андреевна.
"Губернатор ничего не делает, – вступает с более весомыми аргументами Галина Максимовна в желтой футболке. – Вот только когда что-то происходит подобно киевскому сценарию, лишь тогда что-то делают. Все боятся, чтобы в России украинский сценарий не прошел. Так лучше не доводите людей до этого!".
Да, это вам не тихие энгельсские маршруты, тут Валерию Васильевичу пока лучше не появляться. А может, наоборот: обязать всех, принимающих решения на разных уровнях, хотя бы раз в месяц инкогнито садиться в такие переполненные автобусы и внимательно слушать, о чем говорит народ?
Галина Максимовна вспоминает, как весной начинает работать 391-й маршрут. Вместо автобуса пускают две маршрутки, в которые, естественно, все не умещаются. "У меня дача находится возле остановки "Овраг", так чтобы мне сесть, пришлось идти двадцать минут до конечной остановки с сумками. С трудом дошла".
Таким Долгим и таким мучительным Буераком дачное направление стало в этом году. Но некоторые саратовцы уже задумались: а не "послать" ли дачу до лучших времен?
До самого коттеджного поселка я доезжаю вместе с изнуренной пенсионеркой. Она рассказывает, как после ночной смены едет сюда на вторую работу: тут убирается в коттедже, а в Саратове подрабатывает охранником. "Нужно платить за университет дочки, помогать другим детям внуков поднимать", – без каких-либо эмоций проговаривает женщина и выходит.
А мы с водителем Сергеем, отстояв десять минут, отправляемся обратно. Теперь автобус появится здесь только через четыре часа.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте