Клик-услуги
Какую выгоду извлекают саратовцы из глобальной Сети
14 июля 2015, 09:00
Параллельно с развитием интернета в нашу жизнь все активнее внедряются всевозможные услуги, которыми можно пользоваться, как принято говорить, "одним кликом мыши" – не бегая по улицам, как прежде, не толкаясь в очередях и не торча в автомобильных пробках. Экономя время, нервы, а порой и деньги. Покупка билетов на поезд, оформление загранпаспорта, продажа старой мебели или вызов сантехника через интернет становится делом будничным. Сплошной рай и для занятых, и для ленивых. Норма для современных.
Правда, как показывают факты и статистика, Саратовская область в освоении рынка электронных услуг пока не самый прогрессивный регион, но и у нас, несмотря ни на что, технологии неизбежно берут свое.
Догоним и поедем
Американцы, европейцы, японцы и другие представители технологически развитых стран уже привыкли решать все насущные дела при помощи, например, обыкновенного смартфона – по дороге на работу, сидя в метро, оплатить коммунальные услуги, записаться на прием к врачу, забронировать билеты на уикенд в экзотическую страну, заказать ужин в ресторане, купить мебельный гарнитур.
Конечно, российская виртуальная торговля пока отстает. Все-таки массовая "интернетизация" захлестнула Россию сравнительно недавно, в западных странах информационные технологии вошли в жизнь людей значительно раньше. Но и у нас последние пять лет наблюдается немалый прирост данного рынка – по 10-15% ежегодно. Аналитики замечают, что отчасти тому способствуют темпы распространения интернета в России, в особенности мобильного и особенно в регионах.
Один из наиболее распространенных и устоявшихся сегментов интернет-услуг – туристский. Он начал развиваться еще в 1990-х одновременно с развитием туристического бизнеса. Сегодня, как показывают результаты опросов, к услугам online сервисов типа booking.com и других обращаются 60% собирающихся в поездку россиян. Из них половина самостоятельно бронируют билеты и гостиницу. Это удобно, поскольку свои сайты и страницы сегодня имеют все приличные турфирмы, отели, авиакомпании.
"Примерно половина клиентов саратовских турфирм обращается за услугами через интернет, и с каждым годом число таковых заметно увеличивается, – рассказывает президент Ассоциации турагентств Саратова Наталья Власова, замечая, однако, что при заключении договора присутствие в офисе по-прежнему обязательно, поскольку договор является юридическим основанием для возврата клиенту денег в случае каких-то неурядиц. – Что же касается туристов, которые предпочитают путешествовать по своим маршрутам, то нужно помнить: если вы забронировали отель через "букинг", вам придется самостоятельно решать вопрос и с визами".
Сам себе банкир
Другая стремительно развивающаяся опция – интернет-банкинг
или, как называют его на Западе, E-banking. Впервые услуга электронного перевода денег со счетов была введена в 1994 году в США Стэнфордским федеральным кредитным союзом.
Сегодня, имея счет в банке, можно при помощи компьютера, мобильного телефона или других электронных средств вносить плату за пользование самим интернетом, телевидением, сотовой связью, оплачивать кредиты и совершать многие другие операции.
Столь быстро растущая популярность данной услуги кроме удобства и простоты заключается еще и в том, что во многих семьях достаточно одного человека, использующего интернет-банкинг, чтобы помогать оплачивать различные услуги остальным – в том числе старшему поколению домочадцев.
Отсюда внушительная статистика: по данным социологов, онлайн-банкингом для частных лиц пользуются 65%, или 23 миллиона россиян, выходящих в интернет. (В западных странах этой услугой пользуется более половины взрослого населения в целом, а среди молодежи цифра достигает 90%).
В трех из восьми банков Саратова (не беря в расчет филиалы федеральных) корреспонденту ИА "Взгляд-инфо" подтвердили, что среди клиентов наблюдается постоянный рост тех, кто предпочитает совершать большую часть операций через Сеть. Например, в саратовском филиале Сбербанка подсчитали, что активных пользователей функции "Сбербанк-онлайн" насчитывается 495 тысяч человек, причем прирост только за 2015 год составил 198 тысяч.
"Нельзя не отметить, что это не только создает удобства клиентам, но и значительно облегчает работу отделениям банка, очереди в офисах почти исчезли", – прокомментировали цифры в учреждении.
Гастроном в дом
Заказ продуктов с доставкой на дом через интернет – для Саратова услуга достаточно новая и пока не слишком развитая. Хотя в Москве, например, она популярна уже довольно давно. Столичным фирмам, работающим в этом сегменте, преимущество дают несколько факторов: численность населения, гарантирующая постоянный спрос, средняя платежеспособность клиентов, которая, конечно же, выше саратовской, ну и наконец, как ни странно, автомобильные пробки – поскольку они мешают населению вовремя запасаться нужными продуктами традиционным способом.
Может показаться удивительным, но способствует развитию онлайн-торговли и экономический кризис. Сказываются высокие затраты на продажи с обычного прилавка – из-за высоких арендных ставок и расходов на персонал. Не случайно большинство саратовских компаний образовались либо в кризис 2008-2009 годов, либо в последние год-два.
Впрочем, по словам Сергея Андреевича, директора интернет-магазина, работающего на местном рынке более пяти лет, нельзя сказать, что на данный момент этой услугой в Саратове пользуется большой процент населения.
"Если число клиентов соотнести с численностью городского населения, то получится весьма скромная цифра, не сопоставимая не только с Москвой или Питером, но и, например, с Самарой или Пензой, – говорит он. – Нам три года понадобилось только на то, чтобы наш сайт стал давать отдачу и мы перестали работать себе в убыток. Так что, можно сказать, у нас в регионе этот бизнес только начинается".
Однако новички рынка смотрят на ситуацию более оптимистично.
"Мы только два месяца на рынке и рекламой еще всерьез не занимались, – говорит Роман, начальник отдела продаж одного из новых интернет-магазинов. – Понимаем, что это вопрос затратный и долгий. Но те клиенты, которые о нас узнают, как правило, продолжают обращаться к нам. Контингент самый разный – от студентов до богатых людей. Но мне кажется, многое зависит не столько от уровня доходов, сколько от менталитета – кому-то нравится все новое, прогрессивное, а кто-то не любит менять свой подход к окружающей среде и стилю жизни. Конечно, этот рынок у нас пока развит не так, как в Москве или других крупных городах, к нам, как всегда, все приходит позже. Но, думаю, направление это будет развиваться и у нас".
Эксперты подчеркивают, что наличие интернета – не единственное условие для развития интернет-торговли. Она требует также развитой инфраструктуры, основная часть которой – налаженная система логистики.
Что же касается различных бытовых товаров, то сегодня свои сайты и услуги доставки имеют не только гипермаркеты, но и многие менее крупные магазины. Наблюдается смена потребительского поведения, замечают социологи, все больше россиян перед покупкой ищут более дешевый товар через интернет – тем более в условиях кризиса, когда приходится экономить. Люди начинают более сдержанно подходить к потреблению, ограничивают себя в желаниях. Эксперты отмечают эту тенденцию в мебели, бытовой технике и ряде других сегментов.
"Те магазины, что еще не представлены онлайн, за исключением отдельных специальных или люксовых, обречены на смерть. Быть в онлайне – остаться в живых", – уверен Александр, менеджер одного из саратовских операторов по продаже бытовой техники.
Стоит добавить, что с некоторых пор заработал еще один ресурс, который представляет собой обширную базу каталогов интернет-магазинов со всей России (sravni.com.). На сайте доступны многочисленные фильтры, позволяющие подобрать и сравнить как ценовые предложения различных магазинов, так и технические характеристики отдельных моделей любого товара.
Крепкие середняки
Отдельная тема – предоставление государственных онлайн-услуг. Соответствующий сайт (gosuslugi.ru) работает в Саратовской области уже пятый год. Сегодня на портале жителям России предлагается более трех тысяч услуг (треть из которых предоставляются в электронном виде). От нашего региона на сайте зарегистрировано более 280 тысяч пользователей.
Самыми популярными услугами являются выдача загранпаспорта, штрафы ГИБДД, подача налоговой декларации, информация по состоянию пенсионного счета, запись на прием к врачу.
Кроме этого предоставляются такие услуги, как регистрация автомобиля, получение разрешения на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия, регистрация юридических лиц и ИП, регистрация по месту жительства, получение справки о наличии судимости, оплата жилищно-коммунальных услуг.
Правда, отзывы тех, кто уже хотя бы однажды пытался воспользоваться помощью портала, весьма неоднозначные. Есть немало жалоб на традиционные болезни – волокиту и бюрократизм. Ведь чтобы занять место в электронной очереди, нужно пройти регистрацию на портале, получив имя и пароль для доступа в личный кабинет. По некоторым отзывам, данная процедура у части пользователей занимала порядка месяца. Правда, проходить ее требуется только один раз – получив доступ к личному кабинету, можно пользоваться им постоянно.
Как бы там ни было, по официальным данным комитета по информатизации области, в 2014 году с помощью регионального портала госуслуг и порталов органов исполнительной власти жители Саратовской области подали более восьми миллионов заявлений на получение услуг в электронной форме.
"Портал госуслуг постепенно завоевывал доверие как у жителей области, так и у самих органов власти, – утверждает глава ведомства Лариса Кузнецова. – Число пользователей увеличивается ежедневно".
Согласно рейтингу Минэкономразвития РФ, сегодня Саратовская область с показателем доли граждан (11%), использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, находится на 39-м месте среди 85-ти субъектов Российской Федерации. Для сравнения: в Самарской области этот показатель составляет 19%, в Ульяновской – 16%, в Мордовии – 8%, в Волгоградской области – 6%. Лидер рейтинга – Приморский край, 35%.
Основными сдерживающими факторами специалисты называют ограниченность технических возможностей (некоторых наших сел до сих пор не коснулась даже газификация) и консерватизм клиентов. Так, по данным областного ГУВД, в 2014 году из трех тысяч желающих зарегистрировать то или иное оружие, только 19 человек составили заявку в электронном виде. Остальные по старинке предпочли отсидеть в очереди. Так надежнее. Менталитет.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте