Переломное пространство
Какие опасности поджидают нас на улицах Саратова
20 июля 2015, 09:00
Городской житель всегда должен быть начеку. Особенно в Саратове. Обостренный слух, развитое боковое зрение и хорошая реакция помогут увернуться от кусков штукатурки, отваливающихся со старых фасадов, удержать равновесие на обледенелом тротуаре в неосвещенном переулке, заметить подломившееся от сильного ветра дерево. Если к этому добавить еще и открытые люки и пролетающих на "зеленый" безбашенных водителей, понимаешь: городская среда – это полоса препятствий.
Традиционный проект "Взгляд-эксперт" постоянно обращается к острым социальным темам. Конечно, хочется говорить о добром и светлом – например, в прошлый раз мы выделяли самые позитивные саратовские новости за прошедшие полгода. Но Саратов постоянно проверяет нас на прочность. И поэтому сегодня наши эксперты не только называют главные, по их мнению, городские опасности, но и дают советы по выживанию.
Напомним, что с помощью экспертов мы еженедельно определяем и публикуем рейтинги социальных объектов, событий, а также саратовских чиновников, депутатов, политиков, общественников, деятелей культуры.
Рейтинг составляли эксперты:
1. Сергей Богомолов – саратовский альпинист.
2. Игорь Качев – начальник ГУ МЧС России по Саратовской области, генерал-майор внутренней службы.
3. Ольга Коргунова – член Общественной палаты области, председатель благотворительного фонда "Савва".
4. Иван Кузьмин – директор Саратовского государственного цирка имени Братьев Никитиных.
5. Александр Ландо – председатель Общественной палаты Саратовской области.
6. Елена Резепова – член Общественной палаты Саратовской области.
7. Дмитрий Федотов – замглавы администрации Саратова по городскому хозяйству.
8. Борис Шинчук – министр – председатель комитета общественных связей и национальной политики области.
По результатам опроса главными городскими опасностями были названы:
1. Водители автомашин, нарушающие ПДД
2. Рушащиеся стены и балконы старых домов
3. Открытые люки
Место |
Опасность |
Коэффициент |
1 |
Водители автомашин, нарушающие ПДД |
3,6 |
2 |
Рушащиеся стены и балконы старых домов |
4,1 |
3 |
Открытые люки |
4,7 |
4-5 |
Бездомные собаки |
4,9 |
4-5 |
Гололед и падающие сосульки |
4,9 |
6 |
Провалы на дорогах |
5,3 |
7 |
Агрессивно настроенные сограждане |
5,4 |
8 |
Падающие деревья |
5,7 |
9 |
"Безбашенные" мотоциклисты |
6,8 |
10 |
Неосвещенные улицы |
8,2 |
11 |
Продукты, продающиеся "с асфальта" |
9,1 |
12 |
Оборванные провода |
9,5 |
13 |
Плохо огороженные стройки |
10,1 |
Игорь Качев, ГУ МЧС России по Саратовской области:
– Работая в чрезвычайном ведомстве, я, наверное, как никто другой знаю, насколько хрупка человеческая жизнь и как необходимо быть аккуратным, чтобы не подвергать себя лишний раз опасности.
В вашем рейтинге "опасностей, поджидающих нас на улицах Саратова" на первое место из предлагаемых вариантов, считаю, можно смело поставить водителей автомашин, нарушающих правила дорожного движения. Ежедневно по всей стране в ДТП погибает огромное количество людей, в том числе гибнут и калечатся дети. Страшно, что ломаются судьбы людей, а происходит это из-за чьей-то невнимательности, чрезмерной уверенности в себе, а порой и глупости.
Призываю саратовцев быть очень внимательными, беречь себя и своих близких, соблюдать элементарные правила безопасности жизнедеятельности!
Дмитрий Федотов, администрация Саратова:
– Самое большое количество смертей у нас происходит из-за автотранспорта. И на первое место я бы поставил водителей, нарушающих правила дорожного движения. В Саратове достаточно много машин, люди не всегда ездят правильно, бывают невнимательными. А вот мотоциклистов у нас не так уж много. К тому же, если мотоциклист нормально ездит и не нарушает правила, он никого не собьет. Другое дело, что мотоциклисты должны ездить там, где это положено – по дорогам, а не по набережной. Это уже вопрос к сотрудникам ГИБДД, которые должны выполнять свою работу.
Что касается деревьев, по их срубу у нас периодически возникает полемика. Обсуждают, какие деревья пилить, какие сажать, какие убирать – это обычный рабочий процесс. Не думаю, что это большая опасность. Да, есть такие неприятные случаи, когда падают деревья, но это чаще происходит во время сильного ветра или урагана. Нельзя сказать, что это носит массовый характер.
Кстати, в последнее время стало меньше бездомных собак. Хотя и из-за них периодически происходят неприятные случаи, животные кусают людей. А вообще, считаю, на самом деле самая страшная опасность – это человек, агрессивно настроенный.
Если выделять наиболее опасные пункты, то в первую очередь идут водители автомобилей и люди. А затем другая главная проблема Саратова – сосульки. Дело в том, что не успевают управляющие компании чистить крыши. В Саратове много домов со скатными крышами, плоских практически нет. Особенно в центре города подавляющее большинство скатных крыш. Вот это действительно серьезные проблемы.
Сергей Богомолов, саратовский альпинист:
– Из перечисленного выделил бы самые серьезные проблемы, с которыми можно столкнуться на улицах Саратова: провалы на дорогах, плохо огороженные стройки, а также гололед и падающие сосульки. Конечно, еще и водители автомашин, нарушающие правила дорожного движения, и мотоциклисты, которые носятся по улицам. Есть большая проблема с агрессивно настроенными согражданами. И с качеством продуктов, продающихся "с асфальта".
Но на первое место все-таки ставлю водителей-нарушителей, на второй строчке рейтинга разместил бы агрессивных граждан, а затем – открытые люки.
Но в целом все зависит от психологии людей. Лично я чувствую, что в последнее время в обществе нарастает агрессивность. И в первую очередь это сказывается на участниках дорожного движения. Севшему за руль автомобиля кажется, что он находится в какой-то замкнутой коробке, где он независим от всех. Вот и возникают конфликты на дороге – "уступил, не уступил". А машина есть машина, и, в случае чего, против нее человек бессилен.
Но здесь стоит отметить положительный момент: стало больше водителей-женщин. Они немного смягчили накал на дорогах. Вообще, на мой взгляд, пять лет назад автомобильное движение было намного агрессивней, чем сейчас. Тогда водители больше выясняли отношения, сейчас они стали терпимей друг к другу. Хотя все же "безбашенные", нарушающие правила дорожного движения, пока остаются проблемой номер один.
Вторая проблема Саратова – открытые люки. Часто воруют крышки. Обидно за этих людей, озолотиться на этом они не смогут, а лишь накликать большую беду. К сожалению, не всегда коммунальные службы успевают закрыть люки. Это серьезная проблема. Но на саратовских улицах не только под ноги нужно смотреть, но и вверх. Я альпинист, и у меня выработалась своеобразная реакция на все шорохи, звуки, идущие сверху, в горах привык на все всегда реагировать. Вот только в городе следует поглядывать не только вверх и вниз, но и по горизонтали смотреть – на людей. В целом сейчас общество стало напряженное. Мне вот даже легче идти в магазин, где самообслуживание, чтобы настроение себе лишний раз не портить.
Как объяснить агрессивность в нашем обществе? Скорей всего, на нас всех повлияла перестройка. Наверное, неустроенностью, которую испытывает общество от этого перехода. За долгие годы мы привыкли к социализму, к стабильности. Было спокойно, была работа, и не болела душа о завтрашнем дне. Отсутствие этого сейчас на все накладывает свой отпечаток.
Еще мы же сами себя загнали в город, никто нас не заставлял. Жили бы в деревнях, там спокойней. А вот эта урбанизация, насыщение техникой как раз эти все проблемы и создали. В городе нельзя расслабляться, постоянно нужно быть внимательным, из-за этого также возникает напряжение.
Александр Ландо, областная Общественная палата:
– Самое опасное – это продукты питания, продающиеся в магазинах. Мы вот на прошлой неделе обнаружили целый цех в магазине сети "Палитра вкусов". Там расфасовывались продукты, которые пришли в непригодность, полуподпольный цех был загорожен всякими шкафами. Вот такие случаи представляют большую опасность для людей.
Когда люди покупают такие продукты питания, они же не могут определить, что под упаковкой товар с бациллами, с добавками и другими веществами, вредящие здоровью человека. А когда горожане покупают продукты на улице, они сами себя подвергают опасности. У тебя есть выбор: хочешь – бери, не хочешь – не бери такой товар. И многие понимают, что на дороге лучше ничего не покупать. Но когда ты приходишь в магазин, думаешь, что все в нем хорошего качества. Лично я в этом сегодня вижу опасность.
Да, деревья – тоже серьезная опасность для нас, но они не каждый день падают и более-менее за ними следят. Обрезку делают и так далее, все-таки угроза с ними возникает не всегда. А продукты мы каждый день едим и каждый день их покупаем.
Иван Кузьмин, Саратовский цирк им. Братьев Никитиных:
– На мой взгляд, самое страшное и опасное: открытые люки, провалы на дорогах, гололед с сосульками и лишь потом все остальное. Большое воровство продолжается, крышки от люков сдают на металл. Вообще, я бы законодательно ограничил деятельность тех, кто принимает металл.
А еще не мешало бы ужесточить спрос с балансодержателей старинных домов, у которых осыпается фасад и небезопасны балконы. За это все-таки должны отвечать собственники, все-таки эти дома в их ведении находятся. Падающие сосульки – это тоже безалаберность управляющих компаний, собственников домов. Это следствие бесхозяйственности.
Другой пример безалаберности – провалы на дорогах. Сделали некачественное асфальтовое покрытие, и сразу после дождя оно разрушилось, образовались ямы. Все это достаточно серьезно, ведь можно не только машине нанести урон, но и человеку.
А вот падающие деревья – это не самое массовое явление для Саратова. Происходят такие неприятные истории только во время шторма и урагана. И это дело случая.
И конечно, еще раз рекомендовал бы саратовцам, в том числе пешеходам, соблюдать правила дорожного движения, чтобы трагических историй было меньше.
Случай – это случай, но самим не стоит испытывать судьбу, например, ходить под крышами домов, на которых висят сосульки. Нужно дальше от опасности отходить. Лучше себя обезопасить, чтобы потом не искать тех, кому можно предъявлять какие-то претензии.
Борис Шинчук, комитет общественных связей и национальной политики области:
– На мой взгляд, опасность представляют мотоциклисты и продукты, продающиеся "с асфальта". А вообще, судя по вашему списку, хорошо, что у нас еще коровы не летают.
Второе: я даю вам совет попробовать Родину любить. Все вопросы, которые вы задаете, все чернушные, поэтому я вам на них дал ответ – советую журналистам: попробуйте Родину любить.
(От редакции: наш прошлый рейтинг был посвящен позитивным новостям первого полугодия, а до этого – самым красивым фонтанам Саратова.)
Ольга Коргунова, фонд "Савва":
– Мне, например, очень страшно от нашей ветхой коммуналки. В последнее время возникают сильные ветра, поэтому страшно – вдруг упадут деревья, повредятся электропровода. Никто от этого не застрахован. Помню, четыре-пять лет назад погибла 19-летняя девушка, студентка колледжа, на нее упало дерево. Тогда в Ленинском районе только начал руководить Сараев. Помню, как я с ее мамой разговаривала…
Так что обрыв проводов, крыш и деревьев – это все опасно. Недавно писала, чтобы возле нашего дома спилили старые деревья. Мне сказали: вас поставили в список на 2016 год. А что такое спилить деревья? Нужна машина и пила. Не знаю, может, хотя бы как-нибудь нас, жильцов, организовали. Дали бы технику и список, какие деревья можно пилить. Но опиловки деревьев в городе не происходит, и они падают. Я ставлю на первое место ветхие деревья и провода.
Если говорить о бездомных собаках, то лично я считаю, если их не дразнить, то они не очень опасны. Так же, как и продукты, продающиеся "с асфальта". Бабушки чего-то там продают на улице, так это можно просто помыть хорошо. Я к этому лояльно отношусь. А все остальное, что вы перечислили, это очень страшно. Это на самом деле ужасные вещи.
Допустим, сосульки. Я сразу с содроганием вспомнила эту весну: с февраля по апрель ходить по улицам было очень рискованно! Всем своим членам семьи повторяла: "Осторожно, только не ходите по тротуару, идите по дороге". Потом дочке говорила: "Нет, не ходи по дороге, там машины". Она: "А где же ходить?". У меня по этому поводу даже истерика бывает. Я пишу в управляющие компании, иногда их обманываю, подписываюсь от лица каких-нибудь многодетных семей и испытываю при этом муки совести. Потом рассуждаю, что нет ничего в этом особенного, они же тоже страдают. Уже изощряемся, только бы начали что-то делать.
Я очень благодарна, что вы поднимаете такие темы. Наверное, пока мы со всеми проблемами не справимся, но, по крайней мере, эти вопросы нужно поднимать. Как с теми же открытыми люками. Сама с детства привыкла на них не наступать, теперь учу дочку, чтобы она их обходила. Но когда мой старший сын учился в 21-й школе, произошла трагедия с его одноклассником. Они были классе в четвертом. Мальчик провалился в колодец и сварился там.
Мы говорим о человеческой жизни, и у нас мороз по коже от всего этого. Но у кого-то он, видимо, не бежит. Они соглашаются с тем, что это несчастье, но вины своей не признают. Как, к примеру, управляющая компания: "Ой, так случилось, мы ни при чем". Сегодня нашу жизнь плохой не назовешь, все-таки есть хлеб и еда. Только почему наша жизнь и жизнь наших детей так обесценилась? Ведь каждый такой трагический случай – это чья-то жизнь. Бесценная и чудесная жизнь, о которой никто не хочет подумать.
Елена Резепова, областная Общественная палата:
– Этого у вас в списке нет, но по Саратову кругом течет вода. Я живу в районе набережной и часто хожу по Чернышевского, которую периодически размывает. Приедут какие-нибудь коммунальные службы, раскопают участок дороги, все сделают и закапывают снова. Но через три дня опять начинает течь. Дорогу размывает до глубокой ямы. Знаю пример, когда пожилой человек переходил дорогу. Перепрыгнуть лужу в этом возрасте сложно, он понадеялся, что под водой асфальт, наступил в воду и провалился. И таких небезопасных мест в Саратове появляется очень много.
Если говорить о вашем списке, несколько лет назад последовательность в нем была бы другой, сейчас в некоторых моментах у нас стало лучше. К примеру, ситуация с бродячими собаками. Не могу обо всем Саратове сказать, но в Волжском районе, в котором я ежедневно бываю, стало лучше. Раньше там собаки стаями ходили.
За стройками стали лучше следить, их сейчас огораживать стали. Три года назад падающие на людей сосульки – это была общероссийская проблема, тогда на ее решение не было денег. Теперь, мне кажется, тема не такая острая.
Но вот водители-нарушители – это вечная проблема. С культурой вождения у нас до сих пор плохо. Безобразничают те же байкеры, которые любят устраивать гонки в центре Саратова, на Чернышевского. Начнем с того, что если они и не наносят урон, то спать не дают, ночью слышно идеально. Носятся как ошпаренные.
Никому не рекомендую покупать продукты питания в несанкционированных местах. И на рынках не всегда укараулишь качество товаров, но там все-таки хоть какая-то надежда есть, продавцов хотя бы контролируют. А когда сталкиваешься с уличной торговлей, меня особенно удивляет, что люди там берут молочные продукты. В частности, около "Пешки" останавливаются какие-то автомобили, предлагают прохожим творог и молоко в пластиковых бутылках. Считаю, это небезвредно. К тому же сейчас по мясной продукции есть проблемы, в области появилась африканская чума свиней. Где гарантия, что та же корова, чье молоко продают бабушки, ничем не болеет? Понятно, что дешевле. Но цена ценой, а жизнь дороже.
И еще. Меня несколько лет назад обвиняли, что я поддержала спиливание деревьев по Первомайской. Эти деревья были гнилые, сетовать о них нечего. Если их не убрать, они могут нанести большой урон. А в последнее время Саратов посещают сильные ветра, после которых улицы завалены деревьями: Григорьева, Мичурина, Чернышевского и другие. Это реальная опасность, угрожающая не только машинам, но жизни людей.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте