Кадр дорог
Какую цену платит область за неработающую систему фотовидеофиксации
20 октября 2015, 09:00
За семь лет с момента приобретения Саратовской областью первых камер фотовидеофиксации количество этих полезных устройств на дорогах региона не увеличилось, а только сократилось.
И только с оставшимися экземплярами региональное правительство наконец-то поняло: камеры эти – один из немногих реальных источников пополнения нищего бюджета. Причем резерв социально приемлемый, а не взрывоопасный, как многократное увеличение налога на землю или рост платы за ЖКУ. К тому же очевиден еще один положительный и действительно дорогой эффект от камер на дорогах – спасенные жизни, снижение числа ДТП, дисциплинированность водителей.
Так почему же за все эти годы регион, в отличие от соседей, не может воспользоваться важным ресурсом в полном объеме? Что мешает золотой антилопе фотовидеорегистраторов ударить копытцем на саратовских дорогах? Корреспондент ИА "Взгляд-инфо" попытался найти ответы на невеселые вопросы.
Правила съема
Практически ежедневные сообщения об авариях и смертях на дорогах Саратовской области, к сожалению, стали обыденным новостным фоном. О том, что в некоторых районах губернии число смертельных ДТП выросло десятикратно, недавно сообщил зампред правительства Валерий Сараев.
Порог чувствительности у читающих о подобных случаях настолько снижается, что по-настоящему пробирает лишь воочию увиденная трагедия. Например, больше 23 тысяч просмотров собрали на нашем сайте опубликованные в интернете кадры аварии с видеорегистратора разбившегося автомобиля. Водитель разгоняет свой Хендай Солярис до 180 километров в час, не справляется с управлением, и машина врезается во встречную фуру. Итог – пятеро погибших: мужчины 39 и 60 лет, женщины 35 и 60 лет и 12-летний ребенок. Последнее, что снимает камера – сгустки крови в объективе.
Видео повергает в оцепенение. Вдумайтесь еще раз: за девять месяцев этого года в области в дорожных происшествиях погиб 251 человек. 15 человек только за первую декаду октября! И только на дорогах области. При этом часто люди гибли из-за беспечности и, мягко говоря, недалекой, безответственной удали тех, кто садится за руль.
Сотрудники ГИБДД уверены, что число жертв можно было бы уменьшить. В том числе – с помощью системы автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Факты убеждают: в тех местах Саратова и области, где дорожная полиция выставляет свои камеры, за все время не зафиксировано ни одной аварии со смертельным случаем. Водители волей-неволей снижают скорость и превращаются в законопослушных участников дорожного движения.
"У меня в машине стоит антирадар и есть программа на айфоне, которая позволяет определять, где находятся камеры на дорогах. Соответственно, когда я их вижу, сбрасываю скорость. Как водитель могу сказать, что такие меры однозначно действуют. Сам не раз получал штрафы на несколько тысяч рублей и теперь уже не хочу нарушать и лишний раз платить такие деньги", – признается экс-министр транспорта и дорожного хозяйства Сергей Шейкин.
Неминуемость наказания и неподкупность камер производят магнетический эффект даже на поклонников Шумахера. А нарушители платят. При этом область получает хорошие дивиденды. В прошлом году 65% выявленных нарушений обеспечили камеры.
Да, их внедрение и обслуживание стоят денег, но отдача, по оценке специалистов, превышает затраты в десять раз. И все равно у нас этих камер – раз-два и обчелся. Область не только не может развить комплексную, а не локальную систему, но и сохранить то, что так мучительно, со скрежетом внедряли.
Тормозной путь видеофиксации по-саратовски равен уже семи годам. В 2008-м регион закупил 16 стационарных и 49 передвижных камер, но вместо того чтобы отрабатывать свой эксплуатационный срок и снижать аварийность на дорогах, устройства несколько лет бесхозно лежали на складе. В 2011-м камеры образца 2006 года выпустили в свет, но долго не могли определиться, кто же за них должен отвечать, а самое главное, обслуживать – город, область, региональное ГУ МВД или еще кто.
Год за годом чиновники повторяли: автоматизированная система видеофиксации находится пока в стадии становления. Чаще всего подобное оправдание звучало, когда возникали проблемы. А они неизбежны, учитывая, что финансирование на ремонт, обслуживание, должное содержание и замену регистраторов не выделялось. Кто-нибудь видел, как полицейские карабкались на столбы, чтобы мыть и настраивать камеры?
Дошло до совсем уж комичной истории, когда камеры нарушения фиксировали, но из-за долга перед Почтой России нарушители штрафы не получали. 20 тысяч конвертов какое-то время просто никому не отправлялись. Позже средства на погашение долга всеми правдами и неправдами изыскать удалось – правительство выделило на эти цели 30 млн рублей.
За нестабильный 2013 год система фотовидеофиксации принесла в консолидированный бюджет области лишь 148 млн рублей, было выписано 437 тысяч постановлений.
Редкие наблюдатели
В январе 2014 года региональное правительство разместило информацию: нарушения правил дорожного движения в тот момент времени фиксировали все те же 16 стационарных камер типа "Арена" на пяти рубежах в Саратове и 50 передвижных камер – фоторадарные передвижные комплексы типа "КРИС-П" по области.
"Удалось достичь оптимальных показателей работы данной системы", – утверждал правительственный сайт. Кроме того, начиная с 2014 года в рамках ведомственной целевой программы "Профилактика терроризма и экстремизма на 2012–2014 годы" планировалась установка еще 21 камеры на шести точках на въездах в город.
"Подготовка к внедрению системы автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения обсуждалась на протяжении нескольких лет. Сегодня можно говорить об эффективности функционирования системы: выстроено слаженное межведомственное взаимодействие и четкий контроль над ее работой. Выработанные подходы доказали свою правильность, и теперь нужно продолжать действовать в этом направлении на положительный результат", – отмечал уже в июне этого года губернатор области Валерий Радаев.
Однако позже выяснилось, что большинство камер какое-то время просто не работало. Те же, что стояли на дорогах, функционировали меньше положенного нормативного времени и после нескольких часов отключались. "Такое продолжалось, я думаю, около трех месяцев", – кратко признал министр транспорта и дорожного хозяйства Николай Чуриков. "На текущий момент из 85 камер (с учетом отправленных на ремонт) функционируют только 25", – позже сообщил источник в областной прокуратуре.
Сегодня по отжившим свой срок "старушкам" уже есть официальная информация профильного министерства: "16 стационарных камер автоматической фиксации находились в неудовлетворительном состоянии по причине длительного срока эксплуатации, уже превышающего срок службы (по данным производителя – шесть лет)".
На данный момент шесть из них после поверки введены в эксплуатацию, десять после диагностики признаны не подлежащими восстановлению. То же самое в отношении передвижных камер: семь из них неисправны, три проходят проверку и обслуживание, 21 камера в соответствии с дислокацией функционирует в 19 районах области.
Все они переданы на баланс ГБУ "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства".
"Камеры находились в оперативном управлении областного ГУ МВД. Они ими занимались, выставляли на дорогах, правда, не ежедневно. У них для этого не было специальных кадров, так же как и средств на ремонт и проверку, – говорит министр Чуриков. – Поэтому мы с этого года забрали камеры себе. Из 16 стационарных камер всего три рубежа работали. Для остальных нужно было проводить госпроверку. На сегодняшний день работают 14 камер, две в ремонте. Из передвижных работают 24 камеры, семь в ремонте".
Не будем придираться, что эти цифры немного расходятся с официальной справкой министерства. Важнее, что на замену устаревшим установлено 10 новых комплексов, пять из которых фиксируют не только нарушения скоростного режима, но и требования разметки на перекрестках Саратова. Еще 18 передвижных комплексов пока находятся на балансе регионального ГУ МВД, но также планируется их передача дорожникам. Тем более что непосредственно в управлении ГИБДД по Саратовской области совсем недавно произошло массовое сокращение сотрудников, штат сократился на 180 человек.
Сократили людей и в центре автоматической фотовидеофиксации. В момент его создания в 2011 году там работали 27 человек. После сокращений осталось всего 17, из которых кто-то в декрете (коллектив на 80% женский), кто-то в отпуске, кто-то на больничном.
Реально в центре работают 10–12 человек, обрабатывающих огромные объемы поступающей на серверы информации. Функции по обслуживанию и выставлению камер в настоящий момент лежат на сотрудниках Дирекции транспорта и дорожного хозяйства. Николай Чуриков утверждает, что для этих целей там были наняты специалисты, хотя по инсайдерской информации, за комплексами в перерывах между кладкой асфальта смотрят простые рабочие.
Арифметика для чиновников
За то время, пока большая часть камер не работала, штрафные поступления в бюджет снизились, а аварийность на дорогах выросла. Обратная зависимость ясна как дважды два. За шесть месяцев 2015 года было выписано 147 тысяч постановлений об административных правонарушениях. А потом всего за три месяца, видимо, после проверки, выдали почти столько же – 122 тысячи, но за срок в два раза меньший. Даже физически и морально устаревшие камеры за девять месяцев этого года смогли принести бюджету области 297 млн рублей.
Какие доходы приносит система фотовидеофиксации другим регионам, лучше не спрашивать – чтобы еще больше не расстраиваться.
Мы уже писали о ситуации в Татарстане, где благодаря системе видеорегистраторов в бюджет каждый год капает более полутора миллиардов рублей. Конечно, можно сказать, что это богатая республика, не чета нам. Но ведь и в других субъектах, где власти активно привлекают бизнес к решению дорожных проблем и снижению аварийности, бюджет только выигрывает во всех смыслах этого слова.
По данным ГУ МВД России по Нижегородской области, за первый квартал 2015 года с помощью средств автоматической фиксации административных правонарушений, установленных в рамках проекта "Безопасный город", выявлено более 200 тысяч нарушений, в первом квартале вынесено постановлений на сумму более 109 млн рублей.
Проект реализован одной из крупнейших телекоммуникационных компаний в рамках государственно-частного партнерства с региональным правительством. На территории Нижнего Новгорода установлено более 600 камер видеонаблюдения, порядка 240 пунктов экстренной связи и более 70 комплексов фото- и видеофиксации дорожной обстановки.
Специалисты центра видеонаблюдения в режиме реального времени передают в службы быстрого реагирования информацию о нестандартных ситуациях в областном центре. Например, об оставленных предметах и их владельцах, несанкционированном скоплении людей или их повышенной активности, задымлении и открытом огне, фактах пересечения запрещенной зоны.
Рязань в этом году по результатам исследования, проведенного департаментом социологии финансового управления при правительстве РФ, признана самым безопасным городом России. Свой вклад в статистику внесла программа "Безопасный город", реализуемая там с 2005 года. В ее рамках в городе установили 30 управляемых камер и специализированных серверов, однако система работала локально. В 2009-м в Рязани не только стало больше устройств видеонаблюдения, но и была установлена система распознавания лиц на станциях "Рязань-1" и "Рязань-2", на въездах и выездах из города поставлена система тотального контроля за всеми въезжающими и выезжающими из города транспортными средствами. И это дало свои результаты, сократив не только ДТП, но и преступность.
В Москве почти три четверти преступлений раскрывается с помощью записей с камер видеонаблюдения, сообщил в августе мэр Сергей Собянин. Сегодня в столице установлено более 140 тысяч камер, подключенных к единому центру хранения данных.
Что далеко ходить, у наших соседей, в Тамбовской области, в прошлом году с нарушающих ПДД водителей было собрано более 450 млн рублей штрафов. Эти средства пополнили региональную казну и были вновь направлены на финансирование мероприятий, призванных повысить безопасность на дорогах.
"Нам нужно полтора миллиарда, чтобы покрыть всю область и все направления", – рассчитывает министр Чуриков, но где взять такие деньги – пока не знает. До недавнего времени в Саратовской области вопрос привлечения бизнеса к внедрению систем фотовидеофиксации даже не рассматривался. Сегодня вектор несколько сместился: от категоричного нет до поиска компромисса.
"У нас не было конкурса, потому что у нас не стояло задачи расширения камер, – рассказывает экс-зампред правительства области Павел Большеданов. – Штрафы – это дело только государственное. Никто, кроме государства, их выписывать не может. Бизнес может предоставлять определенные услуги. Например, сдавать камеры в аренду, можно бизнес подпускать к их обслуживанию. Но самый главный вопрос, через который ни в коем случае нельзя перескакивать, – цена этих камер, их обслуживания или аренды. Если государство пользуется услугами бизнеса, то цена должна быть разыграна на конкурсе. Я утрирую, конечно, но можно и за тысячу рублей обслуживать камеры, а можно и за миллион. Победить должен тот, кто даст меньшую сумму. У нас, к сожалению, по этой теме в регион заходили люди, которые хотели перескочить через различные конкурсы, эксклюзивно залезть в эту тему и диктовать нам свои условия. Этого допускать нельзя. Это нарушение бюджетного законодательства".
Сейчас, по данным ИА "Взгляд-инфо", такие действия предпринимает глава комитета по экономике областной думы, сопредседатель местного ОНФ Алексей Мазепов.
С другой стороны, Большеданов признает: не обслуживать камеры – значит потерять и те средства, что собирают сейчас. А правильная расстановка камер гораздо выгоднее стоящего у дороги сотрудника ГАИ: "Во-первых, он не будет в одной и той же точке стоять все 24 часа. Во-вторых, даже когда он стоит, он не успевает уследить за всеми потоками. Камера фиксирует и выезжающие, и въезжающие машины. Потом гаишник же еще должен остановить, зафиксировать нарушения, на это уходит время".
По словам Большеданова, за год после внедрения камер количество штрафов выросло в три-четыре раза: "То есть работник ГАИ дает в три-четыре раза меньше, чем автоматическая фото- и видеосъемка. Потом камеры дисциплинируют. Могу по себе сказать. Едешь в какой-нибудь регион и понимаешь – либо привезешь обратно мешок штрафов, либо не нарушаешь. Я еду нормально. А раньше всегда была возможность договориться с гаишником".
Как полагает редакция, осведомленность господина Большеданова объясняется тем, что сам он прилагал усилия к тому, чтобы "Нарат-Банк" стал партнером правительства в реализации проекта видеофиксации. Хлопоты оказались напрасными.
По мнению активиста общественного движения за права российских автовладельцев "ПРАВ" Дмитрия Джулая, и малым количеством камер можно понизить аварийность и смертность на дорогах: "Взять закон о том, что нужно размещать знаки и разметку, и убрать из него одно слово "стационарные". И все перевернется на 180 градусов. Камеры должны быть передвижные, в местах их возможной установки необходимо делать специальную разметку или знаки. Если водитель будет знать, что здесь даже потенциально могут стоять или когда-то стояли камеры, он будет снижать скорость, а не надеяться на авось, что пронесет".
На следующий год правительство региона собирается участвовать в федеральной программе безопасности дорожного движения – в надежде, что будут выделены средства на приобретение новых камер. Что же касается государственно-частного партнерства, то, не отрицая его возможности в этой сфере, областная власть все-таки настаивает на своих условиях: выплачивать часть средств от штрафов по итогам, а не по заранее оговоренному прайсу.
"Многие частные компании, в том числе крупные московские и питерские, выходят к нам с предложениями о сотрудничестве. Но они предлагают фиксированный размер ежегодных отчислений им. Мы на это не идем, потому что не знаем, какой доход камеры будут приносить, – заявляет министр Чуриков. – Это поначалу они окупаются и эффект от них есть, а потом объем штрафов постепенно снижается. Мы предлагаем взять у инвесторов камеры в аренду и платить им какой-то процент от количества собранных штрафов, чтобы через какое-то время камеры перешли к нам в собственность".
Кроме того, прорабатывается вопрос о создании казенного учреждения, которому будут переданы все функции по системе регистраторов: "Сейчас это наши полномочия. Мы их можем передать только госучреждению, в котором будут набраны сотрудники, организована вся работа".
Подобные планы озвучивались не раз и не два. За годы, пока идет обсуждение (или имитация обсуждения, если хотите) внедрения механизма государственно-частного партнерства, на дорогах области погибло около тысячи человек. Это тот случай, когда развитая, комплексная, современная система фотовидеофиксации могла бы сохранить человеческие жизни. И это не пафос, а сухая статистика, звучащая как приговор многочисленным кураторам проекта от власти.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте