Шаверму снесло
Снос незаконных торговых павильонов как зеркало коррупционной системы
17 февраля 2016, 17:20
Акцию со сносом незаконных павильонов в Москве журналисты и блогеры окрестили "ночью длинных ковшей". Все произошло на редкость стремительно – за одну только ночь с 8 на 9 февраля в столице было демонтировано множество торговых павильонов, палаток и киосков. Сносили даже те, на которые у владельцев было оформлено право собственности. Как заявил мэр Москвы Сергей Собянин, эти документы приобретены "явно жульническим путем", а потому не имеют юридической силы. Акция вызвала крайне неоднозначную реакцию. Часть москвичей снос осудили, заявив, что "Собянин пошел по беспределу", наплевал на гражданские права и в первую очередь – право на имущество. Другие, наоборот, мэру рукоплескали, мол, проявил политическую волю и за имидж не побоялся…
Ночь, ковши и горы мусора там, где еще вчера были постройки. Испуганные женщины уносят какие-то пожитки, расстроенные мужчины на фоне обломков вчерашних нехитрых построек идут куда-то в сопровождении ОМОНа… Хроники сноса, и правда, выглядят впечатляюще. Позже противники мэра напишут, что в ту ночь "под ковшом экскаватора рухнул суд". А интернет и соцсети еще долго будут плакать по условным Рафшану с Джумшутом, торгующим у метро шаурмой. Или, как ее еще называют, шавермой…
Все это живо напомнило картину примерно пятилетней давности, когда аналогичному сносу впервые стали подвергаться саратовские ларьки. Начиная с перестройки, Саратов всегда был раем для несанкционированной торговли и эдемом для ларечников всех мастей. Особенно вольготно жилось торговцам при Юрии Аксененко. От самовольных построек плюнуть было негде. Ларьки вырастали один за другим, заполняя свободное пространство скверов, тротуаров и остановочных площадок. Нельзя было пройти по городу, даже по его историческому центру, даже по паркам и зеленым зонам, чтобы не наткнуться на какой-нибудь убогий фанерный киоск со всякой непонятной ерундой. Саратов был похож на один сплошной азиатский базар, и многим горожанам это порядком поднадоело. Хотелось, чтобы город выглядел более цивилизованно, чтобы можно было по нему гулять, а не лавировать перебежками от одного торгового прилавка к другому.
Но торговый народ, чьи "комки" оказались в опале, тогда тоже плакал, и даже громче, чем сегодня плачут их собратья в Москве. И этот "плач Ярославны" долго стоял над городом. Владельцы сносимых торговых павильонов грозили Олегу Грищенко акциями протеста и хватались за демонтируемые ларьки, парализуя работу экскаватора. Страсти кипели еще те, прессе было о чем писать и что показывать.
Но Грищенко тогда не испугался, его политическая карьера набирала обороты, и он чувствовал свою силу. Градоначальник остался непоколебим и в итоге набрал себе на этой акции политический вес. Он стал героем, почти суперменом, сумевшим сломать хребет "ларечному дракону", имя которому легион и с которым до него никто ничего не мог поделать. Впрочем, никто даже и не пытался. Никому и в голову не приходило, что это возможно.
Несанкционированный бизнес плакал и рыдал, кляня "оборзевшего" главу, а город тем временем начинал немного дышать. Улицы потихоньку очистились, пространство стало более открытым. Правда, саратовские ковши были не в пример короче столичных, их щупальца дошли далеко не до всех самопальных объектов. Все-таки Грищенко не Собянин, полномочий у него было поменьше, чем у московского мэра. А потому борьба с самостроем была еще более тяжелой, чем в столице, и растянулась во времени на весьма приличный срок. Чего стоит одна лишь многолетняя история с Аллеей роз, суды по которой шли непрекращающейся чередой на протяжении четырех лет. Четыре с лишним года прошло, прежде чем центральную аллею города удалось освободить от трусов, пижам и дешевых колготок. Прежде чем там появились лавочки, благоустроенный сквер, детская площадка, а мамы с колясочками полюбили прогуливаться под сенью деревьев. Прежде чем начала отстраиваться исторически там стоявшая Митрофаньевская церковь и – о чудо! – на Аллее роз появились даже розы! Место стало похоже на что-то приличное.
Снос обнажил ущербность коррупционной системы, когда за взятку районным чиновникам можно было установить что угодно и где угодно, любое уродство. И эта система должна была когда-то закончиться хотя бы в одном конкретном месте. В решимости порвать с подобным положением вещей Саратов, выходит, даже опередил Москву на пять лет. Когда в Саратове ларьки уже уносили эвакуаторы, в Москве торговцы несанкционированных павильонов еще вовсю торговали пирожками с котятами, потчуя ими жителей и гостей столицы на вокзалах и станциях метро.
И вдруг, когда у московского мэра дошли руки до шавермы, общественность заволновалась: законно ли сносить законные вроде бы постройки, разрешения на которые выданы незаконно? Такой правовой парадокс возможен, наверное, только в России, и Собянин решил его в свою пользу.
На его стороне неожиданно оказалась даже Ксения Собчак. В своем блоге на "несносную" тему она объясняет, как работала в Москве схема взяток на открытие мелкого бизнеса. Впрочем, все и без нее это знают. Тут что Москва, что Саратов, что Урюпинск – все едино. Собчак пишет, что при Лужкове без взяток и неформальных договоренностей с чиновниками невозможно было открыть никакой бизнес. Незаконные объекты через суд узаконивали, обзаводились всеми необходимыми документами, которые делали бизнес неприкасаемым. Это все к вопросу о "рухнувшем суде". Справедливости ради: суд в России рухнул гораздо раньше собянинских экскаваторов. Уж они тут точно последнее звено в цепи.
Все прекрасно понимают, что узаконить в России при желании можно все что угодно. И даже более серьезные вещи, чем ларьки. А потому законность таких павильонов – аргумент сомнительный и слабый. Урвать "хлебную точку", давать взятки и взращивать коррупцию, от которой мы все сегодня стонем, а потом оправдываться наличием подписей взяточников-чиновников и защищаться решениями таких же недобросовестных судов – все это имеет мало отношения к закону.
Можно, конечно, пойти другим путем и попытаться судиться, чтобы никто не мог обвинить тебя в "беспределе". Но опыт даже упомянутой Аллеи роз показывает, что судиться можно до бесконечности, а торговцы все это время будут преспокойно получать свою незаконную прибыль. А уж как в судах можно увязнуть – сколько судебных инстанций, сколько апелляций! Ларек сам за это время рухнет от старости, прежде чем суд вынесет решение о его законном сносе…
Собчак, конечно, подверглась обструкции со стороны своих либеральных коллег за высказанную прособянинскую и антибизнесменскую позицию. Журналист Сергей Пархоменко, к примеру, назвал ее опус ошибкой, но в ее словах есть и логика, и смысл. Конечно, лишать в кризис людей способа заработать – не самая популярная мера, но зарабатывать ведь можно и цивилизованно. Об этом на прошлой неделе в очередной раз напомнил саратовцам и Олег Грищенко. Выступая по следам московской ларечной "зачистки", он отметил, что "борьба всегда шла именно с незаконной торговлей, муниципалитет никогда не чинил препятствий добросовестным предпринимателям и не собирается этого делать".
Грищенко озвучил цифры: с 2010 года в Саратове демонтировано более 3 тыс. незаконных торговых объектов, проведена огромная исковая работа. Но, по его словам, борьба далеко еще не закончена, потому что помимо торговых павильонов на улицах, во дворах, возле городских коммуникаций есть и другие самовольно возведенные объекты, портящие облик города и создающие угрозу безопасности саратовцев. Это гаражи, сараи, различные пристройки к зданиям и т.д. И хотя сотни таких объектов уже демонтированы как по решению суда, так и самими владельцами в досудебном порядке, их осталось еще очень много. Изменения, произошедшие в муниципальной законодательной базе, позволят от самостроя избавиться, уверен Грищенко, а насколько быстро это произойдет, зависит от активности и грамотных действий городской и районных администраций.
Впрочем, и в борьбе с торговыми ларьками еще рано ставить точку. Все так же цветет и пахнет несанкционированная торговля на 3-й Дачной, прямо у подножия дворца культуры "Россия", занимая чуть ли не целый городской квартал – от остановки до остановки. Кое-где нестационарные объекты торговли, наоборот, только появляются. Прирос ларьками недавно и дворец культуры "Техстекло", теперь здесь идет довольно бурная торговля – прямо рядом с местным стадионом, который ларечники тоже частично оккупировали. Такое впечатление, что булки с сосиской Саратову нужнее дворцов культуры, театров, детских музыкальных студий и стадионов…
Примеры, увы, можно привести еще. Так может, настало время городской власти и в самом деле вернуться к ларечной теме и провести нечто вроде ревизии несанкционированных торговых точек Саратова? И выяснить, кому, когда, а главное кем были выданы административные разрешения на установку нестационарных объектов торговли. Есть ощущение, что в ходе такой проверки может всплыть много интересного. Пересмотр административной кухни прошлых лет и ее капитальная чистка могла бы принести Валерию Сараеву немало дополнительных бонусов в его стартовавшую карьеру градоначальника и завоевать расположение горожан. Как это произошло в свое время и с Олегом Грищенко. Освобождение от ларьков одной только площади Ленина позволило бы персональному рейтингу Сараева взлететь вверх. Конечно, и недовольные будут, куда без этого. Но жители в подавляющем своем большинстве наверняка будут благодарны, если на месте торгового хаоса ближе к лету появятся скамейки и цветы, игровые комплексы для детей, где приятно провести время и отдохнуть, а торговые ряды пускай перемещаются в нормальный стационарный рынок. Благо он там тоже есть и не один. Да мало ли таких площадок можно было бы благоустроить по городу?
Поскорее бы власть это сделала. Так уже хочется нормально, цивилизованно жить. Пусть даже и в кризис…
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте