Почему "сдулся" Саратов?

Солевые потоки, купцы и немцы Поволжья. Размышления историков, краеведов, общественников

Материал подготовила Елена БАЛАЯН

17953

10 августа 2016, 16:40

Не так давно в интернете был популярен пост, который назывался "Почему сдулся Саратов?". В нем приведена весьма любопытная таблица "Сравнительная величина важнейших городов" от 1902 года, в которой в наглядном виде изображено население крупных городов тогдашней Российской империи. Как ни невероятно это может показаться сейчас, спустя сто с лишним лет, Саратов в ней занимает 12-е место среди городов обширной Российской империи, уступая только столицам входящих в империю стран и нескольким крупнейшим торговым городам, таким как Питер, Москва, Варшава. Это значит, что тогда, сто лет назад, Саратов был очень привлекателен для жизни, и поэтому народ стекался сюда, стараясь здесь поселиться, отсюда и густонаселенность города. Население в то время было главным показателем экономического процветания. В границах территории СССР Саратов занимал бы 10-е место, в границах нынешней Российской Федерации 3-е место и первое (!) среди городов Поволжья. А что сейчас? А сейчас Саратовская область – это "территория развития"…

 

Этот прекрасный духоподъемный слоган правительственные пиарщики придумали, похоже, для того, чтобы подняться над действительностью, причем подняться довольно высоко. В последние годы Саратов демонстрирует все признаки регрессирующего региона. Падение общего уровня жизни и старение инфраструктуры, большой государственный долг, отсутствие инвестиций и возможностей для самореализации обеспечили массовую миграцию саратовцев в столицу и другие регионы, а также за границу.

Один наглядный пример – моя подруга, окончившая наш Саратовский государственный университет, романо-германское отделение филфака, лет восемь назад переехала вместе с семьей жить в Лондон (про количество отъехавших в Москву и не говорю). Ее муж окончил физфак того же вуза, работает в Британии программистом, она пытается делать карьеру оперной певицы, уже выступала с концертами в Лондоне и на Корсике. Их десятилетняя дочь, которая родилась в Саратове, ходит в английскую школу. Каждый год, приезжая в Саратов, подруга не устает удивляться контрасту. Дело не в уровне жизни. Рая на земле не бывает, говорит она, но люди "по ту сторону" ведут себя и относятся друг к другу почему-то несколько иначе, что эту "нерайскую" жизнь сильно облегчает.

Ну а мы не ищем легких путей. По степени "неблагоустройства" мы вошли уже, кажется, во все возможные антирейтинги, Москва во главе с Собяниным и Ткачевым шлет нам гуманитарные грузы, как голодающим Поволжья, какие уж тут английские нежности…

В попытках понять, в чем причина регресса, аналитики сломали все копья. Что это – низкий потенциал властей, плохие климатические условия, особенности "саратовского" менталитета, стечение объективных обстоятельств или просто карма? А может, то, как мы живем, для российской провинции типично? И внешняя неустроенность есть лишь проявление неустроенности внутренней?

Автор поста "Почему сдулся Саратов?" считает, что "налицо очень сильная деградация за двадцатый век", и выделяет в этом три основных этапа – революцию, войну 41-го года и реформы 90-х.

"Революция уничтожила мощное саратовское купечество, чья деятельность была основой городского богатства. Саратов был центром хлебной торговли и мукомольной промышленности, весь поволжский хлеб шел через него. А в более ранние времена Саратов был еще и соляным монополистом. Рыбный промысел тоже процветал.
Купцов разогнали после 1917-го, денежные потоки за хлеб потекли другими путями.
Следующий удар был нанесен в Великую Отечественную. Погибло очень много саратовцев. Кроме того, были депортированы в Казахстан немцы Поволжья, а они составляли значительную, и весьма активную, часть населения.
Третий удар по Саратову был нанесен в 90-е гайдаровскими реформами. Дело в том, что за советское время Саратов сделали в значительной степени ВПК-шным городом.
Соответственно, советский ВПК пострадал в 90-е наиболее сильно, ведь он почти не мог себя прокормить без государственных заказов, а их не было. Другая же, не военная промышленность в Саратове была развита не столь сильно",
– подытоживает lrlay777.

Отталкиваясь от этих размышлений, мы предложили нашим экспертам копнуть несколько глубже и посмотреть, что изменилось в Саратове за последние сто лет в разных сферах городской жизни – промышленности, экономике, архитектуре. На самом ли деле исторически все сложилось для нас так печально или здесь больше эмоций? А может, нам и правда есть чем гордиться, и мы просто этого не видим?

У каждого опрошенного нами эксперта свое видение саратовских проблем, но вместе они составляют довольно полную картину.

 

Игорь Плеве, ректор Саратовского технического университета, историк:

– В "сдувании" Саратова были чисто объективные причины: у нас изменилась Волга, и когда коренная ее часть отодвинулась от Саратова, он стал менее удобен для транспортировки по воде, поэтому все торговые потоки переориентировались на Царицын (нынешний Волгоград. – Авт.).

То есть это просто природное явление, которое произошло в начале XX века. Основные экономические потоки шли не только по железной дороге, но и по воде. При этом одна из самых серьезных железных дорог была построена на Саратов, поэтому экономически было выгодно создавать здесь те или иные производства. Позже, когда появилась более разветвленная сеть дорог, стали использовать и другие ресурсы.

Саратов был всегда известен как всероссийская мельница, но с приходом советской власти эту свою функцию потерял.

Были объективные предпосылки для "сдутия", были и субъективные.

 

Денис Жабкин, блогер, краевед:

– Саратову повезло в архитектуре. Люди – средний класс, мещане, купцы – старались строить дома красивые, капитальные. Не просто "коробки", чтобы жить, а чтобы детям и внукам это наследство осталось, думали о будущем города.

Объем возводимых памятников архитектуры сто лет назад был в десятки раз больше, несмотря на то, что город был в десятки раз меньше. Если мы пройдемся и вспомним все самые известные наши памятники – гостиницу "Московская", консерваторию, гостиницу "Астория" – все они построены в период с 1890 по 1916 год. Буквально за 25 лет город обрел больше половины зданий, которыми мы сейчас гордимся. Хороших, крепких домов в Саратове строилось очень много. Трудно представить, если бы не случилась Первая мировая война, а потом революция, каким город был бы сейчас…

Со времен упрощенчества в архитектуре после развенчания культа Сталина были пересмотрены архитектурные нормы, начались гонения на архитекторов, которые проектировали красивые здания, где затрачивалось много денег. Жилищный вопрос в стране был острый, важно было расселить людей из ветхого жилья, надо было строить как можно быстрее.

Если говорить о том, что сносилось, потеряли мы не так уж много. В советское время старались сносить дома, которые не имеют эстетической ценности – деревянные, двухэтажные. Из капитальных памятников утрачено здание дворянского собрания, церквей много мы потеряли – в 30-х годах снесли храмы, часть из которых были такими крепкими, что простояли бы, как Троицкий собор, еще 300 лет…

Если говорить про Саратов как центр мукомольной промышленности, я, честно говоря, сомневаюсь.

Всем известно вологодское масло, есть тульский пряник, многие регионы гордятся своими яблоками, Астрахань – арбузами, а у нас нет ничего "съедобного", о чем бы знали жители других регионов. Я не слышал, чтобы о саратовском хлебе говорили как о бренде, разве что имел некоторую известность саратовский калач. Если вернуть мелиорацию, то поднимем сельское хозяйство, но идеальных условий, чтобы стать аграрной столицей России, у нас нет, особенно в Заволжье.

Из того, что мы потеряли, отдельным пунктом можно выделить немцев Поволжья. Часть уехала во время Первой мировой, вторая – после революции, а всех оставшихся депортировали с началом Великой Отечественной. А народ был очень трудолюбивый, работящий, коммерческая жилка в немцах была хорошая, в том числе и связанная с мукой. Если возьмем главных наших мукомолов – Рейнеке, Шмидты – все это выходцы из немцев Поволжья. Даже саратовскую ткань сарпинку шили тоже немцы. (Сарпинка – легкая хлопчатобумажная ткань с полосатым или клетчатым рисунком. – Авт.) На них экономика саратовская очень хорошо поднималась. Русский человек привык меньше работать и больше отдыхать, не упустит шанса лишний раз поволынить, а у этих людей другой был менталитет...

Примерно одна двадцатая населения только в Саратове были немцы. Это не считая Энгельс (Покровская слобода), Маркс (Екатериненштадт), Красноармейск – места компактного проживания. И улицы по-немецки назывались, и говорили на диалекте русского и немецкого. После депортации эти территории пришлось заселять русскими.

В промышленности основные потери мы понесли после развала СССР. Мы были передовыми и по подшипникам, и по стеклу (выпускали чуть ли не четверть стекла в СССР), и по синтетическим нитям, которые на "Нитроне" производились, были первыми. Эти направления еще остались, но их вклад в экономику страны гораздо меньше, чем в советское время.

Наши Як-40 и Як-42, а также военные самолеты, которые выпускал саратовский авиазавод, летают до сих пор. Плюс авиазавод делал много промышленных товаров – санки, игрушки, чего только не было. Практически все игрушки, которые у нас были в детстве – машинки, головоломки – все их делали на нашем авиазаводе. Помню, я очень удивился, когда узнал об этом. Был отдельный бренд – "игрушки САЗа", очень добротные игрушки, все было мощное, железное, не то что сейчас поставляет Китай.

Еще один наш фактически утерянный бренд – холодильники "Саратов" производства СЭПО, их можно было встретить чуть ли не в Сибири. Импортных не было холодильников, поэтому был большой спрос. Сейчас они не тянут по разным электронным фишкам, неконкурентоспособны по энергопотреблению, темпы и объемы производства упали в десятки раз.

В 90-е все производство превратилось в базар-вокзал, всех рабочих квалифицированных уволили, люди вынуждены были идти продавцами на открывшиеся в большом количестве торговые ряды и рынки. Сейчас есть тенденция к тому, чтобы возрождать производство, чтобы не превращаться в страну и город, который просто перепродает то, что производят другие, а производить самостоятельно. Наметки в этом ряду – локомотивный завод, (мощности и станки хорошие, осталось набрать заказы), завод "Ремо" (производит антенны, которые продаются по всей стране и даже для некоторых западных брендов), саратовские двери "Торэкс", кухни "Мария" – бренды, раскрученные по всей России и ближнему зарубежью. Так что я бы не сказал, что сейчас у нас самое плохое время и самый бесполезный период. Если кто-то видит перспективную нишу и может что-то делать, он делает. И это радует.

 

Андрей Кумаков, краевед:

Город вырастает там, где есть энергия. Города Балаково и Волжский откуда взялись? От строительства ГЭС. Строительство ГЭС в Куйбышеве и Сталинграде случилось раньше, чем в Саратове, хотя раньше Сталинград был захолустным городом Саратовской губернии. После строительства Волгоградской ГЭС в 1957 году осетровые породы были от нас отрезаны, истощились запасы рыбы. До 1957 года осетр доходил до Хвалынска, его можно было тут ловить, как и сельдь. Сельдь теперь тоже не доходит, но это не великие деньги.

Саратов до революции был хлебным местом, здесь шла перевалка хлеба из Покровска в Саратов, хлеба было много. Всем известна саратовская плеяда немцев-мукомолов – Шмидт, Рейнеке, Борель, Зейферт, у Штафа была табачная фабрика. У всех купцов имелись особняки.

По муке мы до сих пор в лидерах, в Волгограде нет такой мельницы, в Самаре мельница тоже маленькая. У нас мельниц больше и хлеба мы выращиваем больше.

Как производители и переработчики зерна мы эту позицию сохранили.

С солью – спорно, соль играла роль совсем в ранние времена, в 18 веке и первой половине 19-го она дала толчок для развития саратовской экономики, потом это были уже не те деньги.

Почему Саратов "сдулся", однозначно сложно ответить, много разных факторов. Купечество – это, конечно, большая потеря. Какие еще причины? Голод 30-х годов? Возможно, Саратов он затронул сильнее, чем Самару.

Но многое, я считаю, зависит от первых лиц. Если наблюдать последние годы, то многие наши проблемы связаны, по моему мнению, и с местным руководством.

Хотя, несмотря на это, по количеству вузов мы до сих пор впереди многих, впереди той же Самары.

 

Александр Ермишин, общественный деятель, куратор общественного движения "Жить здесь!":

– Наш всплеск, как это ни странно, во многом был связан с войной, когда к нам перетащили Самару, когда эвакуировали ее промышленность и люди приехали к рабочим местам. Но Самара этот тренд продолжила, а мы заметно провалились.

В ближайшем будущем города будут конкурировать за человеческий ресурс, а не за природный. И вся экономика давно уже не ресурсная. Возьмите тот же Apple и другие высокотехнологичные кампании, их капитализация превышает капитализацию "Газпрома". Люди могут работать удаленно. Поэтому люди квалифицированные и ценные для города будут выбирать себе место для жизни не по признаку близости к рабочему месту, а по тому, насколько комфортно жить.

Из Саратова люди уезжают, значит, мы будем неконкурентоспособны, если не решим эту проблему. Здесь есть два аспекта, почему люди уезжают. По двум большим причинам. Во-первых, люди ищут место, где они могли бы реализовать себя. Раньше строили БАМ, целину поднимали, ехали не за комфортом, а наоборот, отказывались от всякого комфорта, чтобы только себя реализовать. Сейчас это тоже актуально, люди учатся у нас, а поехать мечтают в Москву, а лучше за границу, потому что там больше возможностей. Поэтому наша задача – предоставить нашей молодежи, студентам, возможность реализовать себя здесь, в Саратове. Но у нас как раз с этим туго. И с комфортом туго, и с реализацией.

А второе – люди уезжают туда, где реализуется их представление о комфорте. И тут, кстати, все относительно. Если посмотреть сравнительную таблицу, то такие города, как Курск, Смоленск, Тамбов, Тула, провалились в рейтинге значительно глубже, чем мы. Кто-то сохранил примерно одинаковые с нами позиции. А кто-то, как Новосибирск или Ханты-Мансийск, резко рванул вверх, потому что там открывали новые месторождения и все поехали туда работать. Эта модель роста была для XX века, сегодня экономика получила другой вектор развития.

Поэтому нам нужно решить два больших глобальных вопроса – дать возможность себя реализовать и соотнести представление людей о комфорте с тем, что они видят у себя за окном. Тогда Саратов перестанет быть транзитным пунктом между более мелкими городами и теми, где есть возможность реализоваться.

 

P.S. Все приведенные выше мнения являются частными, с ними можно соглашаться или спорить, но они не претендуют на полномасштабное историческое исследование. Мы приглашаем наших читателей, неравнодушных к судьбе города, подключиться к дискуссии и присылать в редакцию свои размышления на заданную тему.

 

Продолжение материала следует. Следующим своим мнением о "сдувшемся" Саратове с читателями "Взгляда-инфо" поделится экс-министр промышленности Сергей Лисовский.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.11 1 2 3 4 5