Обыденность преображая

Саратовский скульптор и изобретатель Константин Нисман - от игровых аппаратов до скульптуры

Елена БАЛАЯН, Фото Юрия НАБАТОВА

7061

2 декабря 2016, 09:00

Саратовский художник, скульптор, изобретатель Константин Нисман производит впечатление невероятно деятельного человека – человека, который любит созидать. В Саратове его имя по странному стечению обстоятельств до сих пор ещё не многим известно. Он не относится к категории мастеров, обласканных официальными властями. Плоды его творчества пока еще скрыты от глаз широкой публики. Но, познакомившись с этим человеком поближе, понимаешь, что это лишь вопрос времени. Нисман и сам уверен: все, что он умеет делать руками – его дар от Бога, а он лишь делает все возможное, чтобы этот дар преумножать. Дерево, которое возделывают, рано или поздно приносит плоды, а свои "деревья" Нисман "поливает" круглый год, не зависимо от погоды…

 

"Феррари" и "трансформеры" made in Saratov

Мы представили Нисмана как изобретателя, потому что первое, что он показал нам – фотографии детских игровых аппаратов, сделанных его собственными руками. Аппаратов ярких и суперклассных, от которых любой ребенок неминуемо приходит в дикий восторг.

Роскошная красная машина, внешне немного похожая на "Феррари", полностью придуманная и сделанная Нисманом, стоит сегодня в одном из развлекательных центров Краснодара. Со слов самого автора, такая машина совершенно не похожа на плоские китайские аналоги, в ней все "по-настоящему". Ребенок не просто сидит в каком-нибудь кресле перед экраном монитора, он сидит в "настоящей" машине, управляет ней почти по-взрослому и получает настоящие эмоции. Аналогов такой машине в России больше нет, и сделана она именно саратовскими мастерами.

Посмотреть это чудо игрушечной техники вживую у нас по понятным причинам возможности не было – в Саратове сейчас такой машины нет, зато другую игрушку – огромного игрового робота – мы увидели в деле. Два года назад Константин сделал такого робота по заказу одного саратовского предпринимателя, владельца детской стоматологической клиники, которому очень хотелось развлечь своих маленьких посетителей.

"Я придумал эскиз робота, каким бы я хотел его видеть, если бы был ребенком, а потом мы с моим шестилетним сыном стали вместе вырезать его из пенопласта, - рассказывает Константин этапы и технологию создания своего игрового детища. – Далее мы обмазали его пластилином, после чего я обработал модель уже при помощи современного материала – стеклопластика. Делалось все на коленке, кустарным способом, без оборудования, то есть полностью вручную. Но главным критерием успеха для меня стало то, что мой сын нашим созданием остался очень доволен!" Робот получился большой и объемный, похожий на модели тех самых умных роботов, которые ходят и выполняют различные команды. При взгляде на него даже не скажешь, что это обычный игровой аппарат, кажется, нажмешь на кнопку - и робот пойдет. Зашевелит своими ногами-гусеницами, разожмет огромные кулаки, замашет руками.

В саратовских игровых центрах такой игрушки нет. Робот полностью наш - даже программу к нему написали саратовцы. Экран у автомата сделан так, чтобы создать ощущение глубины, стрелять в такой вдвойне интересно. После первого удачного эксперимента Нисман соорудил еще двоих таких роботов. Его "первенец" и сейчас стоит в той самой клинике – дети от него не отлипают. Мы тоже не смогли отказать себе в удовольствии поиграть в робота и успешно "завалили" из автомата нескольких напросившихся  монстров.

У Нисмана стали появляться заказы, звонили люди из Краснодара и Москвы, умоляя сделать партию игровых автоматов. Но для того чтобы выпускать автоматы серийно, нужно наладить производство, необходимо специальное оборудование и производственный цех. 

Помещение, которое Нисман арендовал вместе со своей небольшой, но надёжной командой, пришло в полную негодность. Зимой в стареньком доме под тяжестью снега провалилась крыша, здание не отапливается, и работать в таких условиях стало невозможно.

 

Изобретатель и его матрица

В низеньком подвальном помещении холодно, как в холодильнике. Трудно в такой обстановке создавать экспонаты, которые должны приносить детям радость.

В одной из комнат бывшего цеха – останки недоделанного робота. Рядом матрица  – та самая форма, с которой планируется заливать роботов. Если наладить такое производство, то аппараты можно будет "печь" едва ли не как горячие пирожки – по паре штук в месяц. А если вместо одной сделать несколько матриц, то объемы увеличатся во много раз.

Нет сомнений в том, что такие роботы будут пользоваться спросом: детские игродромы существуют сейчас почти во всех крупных торговых центрах, а наполнение у них – сплошь китайское. Константин Нисман уверен - наш отечественный производитель способен делать экспонаты, гораздо интереснее китайских.

"В их автоматах я не вижу разнообразия, не вижу души, один сплошной ширпотреб. В то время как наши автоматы эксклюзивны", - говорит изобретатель.

Наладив производство, можно начать придумывать новые модели аппаратов, и не только автомобилей.  Это может быть что угодно - и вертолет, и "настоящий" гоночный катер. Любой эскиз, возникающий в голове, быстрыми штрихами переносится на бумагу, а затем в точности до миллиметра повторяется в пластилине.

Такой дар – превращать неживую материю в искусство - у Константина с детства. Еще девятилетним ребенком он впервые нашел в саду глиняный камушек и при помощи лопатки "накидал" на нем лицо. Потом это "лицо" получило первое место на школьном конкурсе.

Страсть творить из пластилина, из глины, из любого податливого материала со временем возрастала. Маленькие скульптурки, фигурки животных и людей, барельефы на различные сюжеты… Подобно Творцу, который создавал видимый мир из "обычной" материи, он творит свой собственный мир, который под его чуткими пальцами приобретает смысл и форму.

 Если архитектура - это застывшая музыка, то скульптура музыкальна вдвойне. Вот царь Давид в окружении наложниц – барельеф, где музыка слышится в каждой линии, в движении руки, в повороте головы… Внешне работа выглядит вполне себе антично, и может запросто украсить фасад какого-нибудь отреставрированного саратовского здания.

А вот серия скульптур под условным названием "Отцы и дети" в ближайшее время действительно появится на одном из саратовских зданий. В основу этой скульптурной серии Константин Нисман решил положить идею отцовства и наставничества. Для него самого эта идея – одна из краеугольных. У Константина трое сыновей, но на этом "достижении" он не останавливается. Сегодня в семье Нисман ждут ещё пополнения и надеются, что четвёртой обязательно окажется девочка.

Папа замечательных сыновей, Нисман в своих детях души не чает и считает их воспитание одной из своих главных жизненных задач.

"Мы привыкли очень много говорить о детях и мамах, но мы почти ничего не говорим о детях и отцах. В нашем обществе считается, что мужчина должен исключительно зарабатывать деньги, а возиться с детьми не мужское дело. Мужчины едва ли час в день уделяют своим детям, а потом удивляются, почему в старости у детей нет времени на них. Я хочу вырастить своих детей такими, чтобы в старости я был за них спокоен и мог спокойно уйти, зная, что мои дети ходят в истине, что это личности, которые могут принести много пользы другим…", - говорит скульптор. Сыновья Константина обожают играть в папины аппараты и все спрашивают, когда же уже, наконец, в их доме появится свой собственный домашний развлекательный центр?

 

Поймать своего "джинна"

У Константина есть мечта – организовать такой центр, только не у себя дома, а где-нибудь в сердце Саратова. Уже подготовлен проект и даже выбрано место, осталось только найти спонсора, который внесёт в создание комплекса свой посильный вклад. Скульптор горит идеей, он хочет создать центр, который не будет похож ни на один другой в городе. Он не будет сделан по китайскому образцу, его сделают и продумают местные мастера. В нем все будет со смыслом, все взаимосвязано, каждая деталь будет маленьким шедевром, там будут наши, саратовские, игровые аппараты и здоровая вкусная еда, как говорит Константин, "без Макдоналдсов и КФС". Возможно, там будет даже своя валюта, как это сделали недавно в Москве. Это будет центр, куда дети будут съезжаться со всего города и откуда их будет не вытащить.

"Очень хочется сделать для наших детей, для города что-то достойное, чтобы люди из других регионов, приезжая в Саратов, удивленно спрашивали: как вам это удалось?! Думаю, что проект будет суперприбыльным, но не это должно нами двигать. Если мы только считаем бабки, то грош нам цена", - уверен Нисман.

До скульптур и барельефов он делал маленькие потешные фигурки людей – своих знакомых, друзей и даже политических деятелей. Некоторые из них дарил напрямую первоисточнику. Первоисточник, как правило, приходил в восторг – не каждому доводится иметь у себя дома маленькую скульптурную копию себя, любимого.

Однажды Нисман услышал Путина, который сказал, что исполняет желания людей, как джинн из бутылки. И решил реализовать метафору. Сделал бутылку, на дно которой "посадил" маленького джинна-Путина и отправил на пробу в один Сочинский магазин сувениров. Игрушка пошла. Доносились слухи, что в один из своих визитов в Сочи ее купил для своей коллекции давний друг Путина Берлускони. Оценил, видимо, саратовский юмор.

Именно Нисман выступил создателем скульптурной композиции в честь основателей Саратова Федора Турова и Григория Засекина, вызвавшей бурные дискуссии в Интернете.  Композиция создавалась в соавторстве с заслуженным скульптором России Ниной Истоминой. Отлитые в бронзе фигуры князя и боярина предполагалось установить на площади у Речного вокзала. Основатели как бы открывают прибывшим по Волге гостям вид на город.  Выбор места логичен - отсюда, с Волги, собственно и начинался Саратов. 

 

Закажем Турова в Китае?..

В Самаре памятник Засекину тоже стоит у Волги, правда там он без Турова и верхом на коне. Есть памятник Засекину и в Волгограде. Два волжских города уже давно отдали дань своим отцам-основателям, и лишь у Саратова с "данью" плохо – отдавать ее кому-либо "критики" не спешат.

На ум невольно приходит популярный советский мультик  про живущего в болоте Водяного, чьи подружки – сплошь "пиявки да лягушки".

"И ладно бы обосновали свою позицию, но в качестве аргумента мне говорят, что кафтан – это зимняя одежда, а город-де был основан в июне. Или что у Засекина шапка меховая, а такие летом не носили… Ну что кафтан зимняя одежда – это глупость полная, люди просто не знают истории. Что до меха на шапке, то он был признаком состоятельности и высокого социального статуса. Да, наши основатели хорошо одевались. А вы бы хотели, чтобы они приехали основывать Саратов в шортах?!" - вопрошает скульптур.

По словам Константина Нисмана, фигуры выполнены в классическом стиле.

В архивах о Турове и Засекине не сохранилось портретных описаний, и уж тем более в 16 веке не было фотографий. Но представить, что в 16 веке люди могли выглядеть как-то иначе, более модернистски, довольно трудно. 

Сегодня не только игровые аппараты, но и скульптуры для наших домов и улиц зачастую закупаются в Китае. И Нисман очень хочет эту тенденцию переломить.

Казалось бы, между игровыми аппаратами и классическими скульптурами – пропасть огромного размера, но именно в таком широком творческом диапазоне живет Константин Нисман. Его главный внутренний призыв – делать. "Деятелей у нас много, мало делателей", - говорит об этой ситуативной саратовской моде скульптор, который сам, к слову, родом из Москвы.

Что будет дальше с Туровым и Засекиным, пока не известно, а вот идея с развлекательным центром вполне может быть вскоре реализована. Один из известных саратовских меценатов согласился рассмотреть предложение об открытии в Саратове такого центра. "Многие не знают, чем детей занять, а я – знаю. Если мы за это возьмемся, у нас обязательно получится", - говорит изобретатель.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.09 1 2 3 4 5