Судный день Виктора Журавлева
Зачем зампред облсуда подал иск к журналистам накануне выборов президента?
12 марта 2018, 08:00
Саратовская область - регион прецедентный, здесь многое, преимущественно дурное и косное, происходит впервые и становится опытным экземпляром, который затем тиражируется и превращается в общероссийскую практику. Стали зачинателями отмены прямых выборов губернатора и внедрения двуглавой системы муниципального управления, теперь можем "похвалиться" первым в стране гражданским иском действующего судьи, да и еще столь высокопоставленного и влиятельного, к редактору и медиа. Пионер Виктор Журавлев, заместитель председателя и член президиума областного суда, просит своих коллег, встроенных в местную судейскую вертикаль, обязать агентство опубликовать опровержение, удалить оспариваемые материалы и взыскать в совокупности два миллиона рублей.
Трудности каминг-аута
Основные претензии адресованы не только к хирургически точным журналистским расследованиям "Взгляда", позволяющим размышлять, в частности, о возможном конфликте интересов в работе самого Журавлева и его детей, но и двум литературным мистификациям - Вите-НДС и Денису Полишинелю. Если первый для истца вдруг материализовался в alter ego (бесхитростный каминг-аут?), то второго он воспринимает как реально существующего человека о двух ногах. Это вполне могло сойти за фарс или "оптимистическую трагедию" в исполнении самого Журавлева, если бы не стремительное принятие иска к производству судьей Волжского районного суда Дмитрием Серовым.
На мой взгляд, редакции, принципиально не знающей ни рубля государственной благодати, решили отомстить за многолетнее внимание к порокам и изъянам судейской корпорации. Конечно, мы готовы сопротивляться и отчаянно пасть жертвой в нечестной игре - кто там вспоминал о "безумстве храбрых", но ведь завтра придут за остальными - теми, кому еще позволительно называться независимыми...
Сомнения в том, что судебное решение в пользу Виктора Журавлева уже написано, стали рассеиваться уже в день доставки иска. Церемониал был обставлен в карикатурных декорациях полицейщины - тут тебе и нервно-настойчивый курьер, ряженный под гопника - в презерватив-шапку и дутый пуховик; и объемное исковое заявление, и оперативность назначения первого судебного заседания. Растет и крепнет финансовая состоятельность саратовской судебной системы, которая может себе позволить нарочную доставку иска. Это пусть бесправные смертные дожидаются, когда "Почта России" с опозданием принесет документы домой - вам уже оформлен принудительный привод, хотя вы ни сном, ни духом.
Прогнозируемый негативный сценарий, как и дьявол, кроется в деталях. Вопреки Гражданскому процессуальному кодексу, Виктор Журавлев, указывает в иске не домашний адрес, а место работы - Саратовский областной суд, прикладывая для убедительности номер своего служебного телефона в здании на улице Мичурина.
Иск будто бы подан так, чтобы принимавший его к производству судья не сомневался в том, кто именно обратился с заявлением и какое решение надлежит вынести. Журавлев, член областной кассации (!), таким жестом, похоже, подчеркивает, что он выше юридической казуистики и суверенности конкретного судьи, а состязательность стоит забыть как слово-паразит из учебников для первокурсников профильных вузов. Напоминает использование служебного положения, не правда ли?
Судья Серов, по всей видимости, взял под козырек: чего стоит только его требование в извещении по иску представить "объяснения", хотя ГПК такую норму вообще не предполагает. В кодексе говорится о подаче возражений, а объяснения в юридическом смысле характерны для отношений власти-подчинения, предусмотренных административным и уголовным производством. Это не простая судейская оговорка, а скорее, свидетельство запрограммированного триумфа истца. Трудно победить в договорном футбольном матче, в особенности если против тебя команда арбитров, вооруженных свистками, желтыми и красными карточками.
Открыть в себе Витю-НДС?
Если истец считает себя "Витей-НДС", собирательным образом саратовского коррупционера, от начала до конца придуманным публицистом-фантомом Полишинелем, то это уловка тех (или того), кто санкционировал подачу Журавлевым заявления. Полагаю, здесь не обошлось без участия бывшего председателя облсуда Василия Тарасова, ныне обретающего в Воронеже и, как отмечалось в прессе, имеющего покровителей в высших судебных инстанциях.
Вот только как ни хотелось бы Журавлеву юридически закрепить за собой прозвище "НДС", его опыт идентификации с этим персонажем выглядит претенциозным. Виктору Константиновичу, даже если он будет надрывно стараться, не хватит харизмы служить хотя бы приблизительным прототипом упомянутого героя сатирических текстов-мистификаций. Но, разумеется, филологи-эксперты от судейских, да и известное "саратовское внутреннее убеждение" судьи могут и увидеть портретное сходство, чего, наверное, и желает истец.
Мотивы подачи иска Журавлевым, пожалуй, лежат в утилитарной плоскости. Основная версия связана с уголовным делом "лучшего судьи" областного суда Владимира Стасенкова, находящегося под следствием по обвинению в покушении на мошенничество.
Многие из тех, кто видел оперативное видео задержания Стасенкова, резонно предполагают, что 15 миллионов он хотел взять не только для себя. Учитывая, что Журавлев в то время курировал уголовное судопроизводство в облсуде, выводы напрашиваются столь же смелые, сколь и болезненные для самого Виктора Константиновича. От процесса над Стасенковым ожидают сенсаций, от подсудимого - откровений, и было бы глупо считать, что руководство облсуда в этом заинтересовано.
Но следователи СУ СКР во главе с вечно осторожным Николаем Никитиным оставили в деле Стасенкова лишь один эпизод незавершенного преступления - чем не подарок для Журавлева, ожидающего переназначения?
Есть соблазн свести мотивы иска к стремлению зампреда облсуда отмыться от критики, избавив себя и своих детей, в особенности Дмитрия, от малейших намеков со стороны общества, коллег и начальства на конфликт интересов. Таков, по крайней мере, процедурный контекст этой истории.
И не беда, что Журавлев-младший работает на посту зампрокурора в прокуратуре, которая направляет на рассмотрение в суды уголовные дела; некоторые из них доходят до президиума в составе с папой. Не страшно, что дочь Елена трудится судебным представителем в саратовском отделении Центробанка, интересы которого она не раз отстаивала в облсуде. И чистая случайность в том, что на момент написания статьи "Папы и стартапы" неизменно Елена выходила из судебных споров победителем.
Об этом, собственно, и говорилось в публикациях ИА "Взгляд-инфо", авторы которых, как оказалось, совершенно зря верили в незыблемость конституционного права на свободу мнения. И зря ссылались на европейские правовые стандарты и политес, когда даже робкие подозрения в конфликте интересов служат основанием для добровольной или принудительной отставки судей и чиновников.
Мнение редакции, между тем, не является голословным. Аналогичная позиция о причинах отказа в назначении судей на вакантные судебные должности со схожими примерами, по данным, представленным управлением президента РФ по вопросам государственной службы и кадров, размещена на сайтах почти всех квалификационных коллегий судей.
Успеть до нового председателя
Разбирательство по иску Журавлева обещает быть одновременно и громким (случай-то в России беспрецедентный), и скоротечным (ожидаем тотального отклонения наших ходатайств). Торопливость оппонентов следует трактовать как попытку принять и "засилить" решение в период междуцарствия - Василий Тарасов ушел, а новый председатель областного суда пока не назначен.
Новый руководитель вряд ли согласится разделить с Журавлевым неизбежный репутационный ущерб от судилища над журналистами - ущерб не столько личный, сколько судейскому сообществу региона, шире - всей страны. Такое не выдать за частную инициативу отдельно взятого представителя корпорации - никто ведь не поверит.
Виктор Константинович так спешит, что не побоялся подать иск накануне президентских выборов, в самый разгар избирательной кампании. Мне трудно заподозрить истца в политической близорукости, но раз он сontra rationem пошел на отчаянный шаг, значит - процесс для него и карьеры его детей является судьбоносным, а победа компенсирует все имиджевые риски.
Но Журавлев не видит политическое измерение конфликта, вероятно, забывая о том, что доверие судам и носителям черных мантий является интегральным показателем общественного согласия, легитимности государства и его институтов.
Когда судьи, простите за каламбур (здесь он уместен), поручают судьям судить прессу, а в ее лице и все общество, по закону и справедливости задающее вопросы о коррупции, то они и есть самые изощренные бунтовщики и революционеры.
Николай ЛЫКОВ
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте