КУИ, пока горячо
Реформа мэрии как блицкриг бюрократии и коррупционный фактор
23 сентября 2019, 14:40
Реформа мэрии Саратова, инициированная градоначальником Михаилом Исаевым и его замом Антоном Корнеевым, приведет к дестабилизации градостроительной политики в областном центре, усилению административного произвола и раздуванию чиновничьего аппарата. Таковы выводы журналистов ИА "Взгляд-инфо", проанализировавших реорганизацию комитета по архитектуре и градостроительству, спешно, за три дня, проведенную на минувшей неделе через комиссии городской думы. Итак, какими мотивами руководствовались авторы идеи и как будет функционировать новая громоздкая структура, уже называемая экспертами "суперКУИ"?
Единое окно Корнеева
Антон Корнеев, локомотив и бенефициар изменений, предлагает передать комитету по управлению имуществом ключевые функции главного архитектора города - градостроительство и землепользование. Единственным доводом, которым щедро оперирует чиновник, является ссылка на принцип "единого окна". Заммэра убеждает, безыскусно повторяя одно и то же, что обновленный КУИ позволит упростить для граждан и бизнеса процедуры оформления земли и выдачи разрешений на строительство. И заверяет депутатов гордумы - мол, ни один казенный рубль при реорганизации не пострадает, "все в рамках лимитов бюджетного финансирования".
Слабость аргументации сторонников реформы компенсируется четкой мотивацией: в новой структуре тем самым "окном" будет сам господин Корнеев, замкнувший на себе весь стратегический функционал градостроительства. Подобная монополизация грозит коррупционными рисками и административным волюнтаризмом. И вероятность негативного сценария очень высока, учитывая, что в наставниках у Антона Владимировича на муниципальной службе были Юрий Аксененко и Андрей Алешин, выдающиеся и, как многие считают, до сих пор непревзойденные мастера земельных отношений. Корнеев настолько обязан своим учителям, что часть предпринимательского сообщества, опасаясь возвращения специфических порядков, называет его "агентом влияния" прежнего руководства города, а нынешнюю реформу мэрии характеризует как "реванш алешинцев".
Дума без мускул
Проект реорганизации, представленный Антоном Корнеевым, стал для городской думы экзаменом на самостоятельность, который она безвольно провалила. Вряд ли у кого-то и раньше были сомнения в низком уровне субъектности депутатского корпуса, но даже те, у кого они еще остались, избавились от иллюзий. Происходящее на комиссиях думы напоминало обряд публичного унижения, необходимый для придания легитимности бюрократической директиве.
Мало того, что "судьбоносное" (определение оппонента реформы Евгения Чернова) для города решение принималось экспресс-методом, так и еще и по форме выглядело неприлично - вместо мэра Михаила Исаева, отдыхающего в отпуске, ответствовал Антон Корнеев, неизменно по бумажке, высокомерно и безапелляционно.
Значительную роль в "непротивлении злу силою" сыграл Дмитрий Кудинов - зампред фракции "ЕР" (так случилось, что глава думских единороссов Владимир Попков во время блицкрига мэрии оказался в отпуске) и теневой спикер гордумы, обладающий куда большим влиянием, чем спикер официальный - вечно лояльный, пластилиновый и всем удобный Виктор Малетин. Голос последнего, кстати, в этой истории так и не прозвучал - политик, как часто с ним бывает, самоустранился по принципу "как бы чего не вышло".
И именно Кудинова называют выгодоприобретателем и конструктором многих дел руководства мэрии последних лет, хотя эта фигура в кабинетной политике муниципалитета до сих пор недооценена. Неформальный статус истинного хозяина Первомайской, 78 еще потребует журналистского анализа.
Бесхребетность думы тем более симптоматична в контексте того, что если депутаты одобрят фактическую ликвидацию комитета по архитектуре, то придется изменить 29 (!) правовых актов, регулирующих вопросы предоставления муниципальных услуг.
Это полностью изменит принципы градостроительной деятельности, складывающиеся годами. А для бизнеса обернется очередными изменениями "правил игры", создаст новые административные барьеры.
Наперекор лучшим практикам
Предложенная реформа выглядит нелогичной, если посмотреть на опыт других регионов. Соседние областные центры, в основном, следуют существующей сейчас в Саратове структуры муниципальных органов, когда вопросы предоставления и управления муниципальным имуществом и вопросы архитектурно-градостроительной деятельности разрешаются различными структурными подразделениями.
Подобной практики придерживаются также в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Самаре. Некоторые регионы, наоборот, идут по пути усиления полномочий органов архитектуры. Им передают не только функции градостроительного планирования и выдачи разрешений на строительство, но и функции предоставления земельных участков. Наиболее ярким примером здесь является Пенза.
Саратов же, оставляя архитекторам только полномочия по контролю за вывесками, и исключая их из процедуры регулирования градостроительной деятельности, рискует из-за формализма чиновников-юристов окончательно утратить свой облик.
Часть поставленных нами вопросов задавалось во время обсуждения на заседаниях комиссий городской думы. Но внятных и четких ответов Антон Корнеев дать не смог. Отдельные депутаты искренне недоумевали: почему в Саратове решено принизить роль архитекторов в строительстве?
Да и их коллеги в региональном парламенте не раз отмечали, что в градостроительстве приоритет должен быть отдан именно архитекторам, по аналогии с тем, как нельзя руководить хирургической операцией из регистратуры. А именно такой подход несут в себе изменения, предложенные мэрией.
Если посмотреть на европейский опыт, то в ряде стран, к примеру в Австрии, главные архитекторы городов выбираются из наиболее опытных и известных представителей профессионального сообщества. Условия, когда специалист находится вне клиентелы руководства муниципалитета и досягаемости административного давления, позволяют архитекторам принимать решения, ориентируясь лишь на нормы закона, диалог и свою профессиональную позицию.
Триумф аппаратчиков
Не все так просто и с утверждением Корнеева, что изменения не приведут к новым бюджетным тратам. Как удалось выяснить редакции, перевод подавляющего большинства чиновников из городской архитектуры в комитет по управлению имуществом произойдет с повышением их в занимаемых должностях. В частности, ведущие специалисты станут главными специалистами, некоторые главные специалисты станут консультантами, а ряд консультантов возглавят новые отделы, получив статус начальников.
Очевидно, что повышение в должности предполагает увеличение окладов муниципальных служащих и полагающихся им доплат к денежному содержанию. А что это, как не дополнительные бюджетные расходы?
Кроме того, предполагается, что в КУИ в геометрической прогрессии вырастет численность юридического персонала. Если сейчас в двух комитетах работают 15 юристов, то после реформы их число только в имущественном комитете увеличится до 38 (!).
Ну, разве что, главной целью мэрии станет политика сплошного отказа в выдаче разрешений на строительство и последующие длительные судебные разбирательства.
Всех их распределят по трем отделам правового управления: судебно-правовому, претензионно-исковому и организационно-правовому. Даже из названий понятно, что функционал всех отделов практически дублирует друг друга. По своей численности правовое управление будет сопоставимо с некоторыми местными подразделениями государственных органов. При этом не нужно забывать, что уже сейчас в мэрии существует отдельный правовой комитет, занимающийся аналогичной судебной и правовой работой.
Сейчас в комитетах отделы делопроизводства состоят из 9 специалистов (5 – в КУИ, 4 - в архитектуре). Тогда как после реформы только в обновленном КУИ штат таких сотрудников вырастет до 12. И, конечно, комитет по архитектуре не оставят без собственных юристов и специалистов-делопроизводителей.
Ожидается и грандиозный переезд, о котором Корнеев и Кудинов предпочитают молчать. Сотрудникам КУИ на Театральной, 7 предстоит уплотнение, хотя там нет ни одного свободного кабинета. "Будут сидеть друг у друга на головах", - констатирует депутат гордумы Виктор Марков.
Получается, без набора нового штата и соответствующего увеличения расходов бюджета на выплату зарплаты городские чиновники не обойдутся. К какому же тогда фактическому улучшению работы приведет такое увеличение штатов, в особенности, если оно происходит за счет юристов, занимающихся претензиями и исками?
Ну, разве что, главной целью мэрии станет политика сплошного отказа в выдаче разрешений на строительство и последующие длительные судебные разбирательства.
И, наконец, по прогнозам, в следующем году мэрию ждет еще одна "реформа": из КУИ выделят комитет по градостроительству, который возглавит Анастасия Пузанова, нынешний зампред комитета по архитектуре и креатура Антона Корнеева.
Инициативы саратовских чиновников идут в разрез с федеральным трендом. С 2020 года Минфин РФ планирует масштабное сокращение госслужащих. Предполагается, что этот шаг позволит повысить зарплаты оставшимся. "Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на государственной службе не достичь", - считают в столице. В переводе на цифры, к 2021 году штат чиновников, в том числе муниципальных, в регионах должен уменьшиться на 15 процентов.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте