Два деда за Великую Победу

10282

6 мая 2020, 19:05

В юбилейный год 75-летия Великой Победы мы снова вспоминаем своих дедов и прадедов, которые своими героическими делами и подвигами приближали мирное время, сражаясь на фронтах и в тылу.

Я очень горжусь своими дедами! Мой дед по отцовской линии был железнодорожником и во время Великой Отечественной войны специальных железнодорожных формирования. К сожалению, о нём знаю не много, в связи с тем, что умер он до моего рождения, поэтому лично с ним не была знакома. Известно, что железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией. Сокольский Александр Евплович (1913-1959) – дважды Почётный железнодорожник СССР, в последние годы жизни был зам. Начальника службы движения Приволжской железной дороги. Он родился в Саратовской области в селе Стригай Базарно-Карабулакского муниципального района, сын священнослужителя Сокольского Евпла Васильевича. Имел трех братьев (один из которых погиб в боях под Ленинградом в ВОВ) и две сестры. Он закончил ЛИИЖТ (г. Ленинград) в 1940 году и Академию железнодорожного транспорта с отличием в 1954 году. Являлся депутатом во Львовском городском Совете. В Великую Отечественную войну служил в специальном формировании железнодорожного транспорта. Семья моего деда часто пережала с одного места на другое по требованию  командования: с мая 1940 года по июнь 1941 года был начальником сектора движения Управления Львовской ж/д; с 1941 года по 1942 года диспетчером на ст. Арчеда (Фролово) Сталинградском направлении и инспектором в Воронеже УВВР-3; с 1942 года по 1944 гг. начальником отдела ревизоров диспетчеров Полевой почты УВВР-3; с 1944 года по 1946 год заместитель начальника службы движения Львовской ж/д, а с 1946 год по 1949 год начальник службы движения Львовской ж/д; с 1950 г. – начальник службы движения Управления Кишинёвской ж/д. Мое деда Александра Евпловича в последние годы жизни направили в родные края, где он являлся заместителем начальника службы движения Приволжской ж/д.

Его жена (моя бабушка Александра Ивановна Каштанова, родом из Воронежа) тоже работала инженером железнодорожного транспорта и прошла ВОВ в железнодорожных спец. формированиях. Её сестра Лидия Ивановна в годы ВОВ пережила блокаду Ленинграда, в последствии являлась главным юристом г. Ленинграда.

Из рассказов моего отца Сокольского Бориса Александровича узнала о жизни железнодорожников военных лет, о которой он помнит с детства и от повествований своих родителей: «С первых дней военных действий от железнодорожников потребовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения. Для успешного решения поставленных задач перестраивался на военный лад весь сложнейший железнодорожный комплекс. Началом этой перестройки стал перевод движения поездов на особый военный график, который был введен приказом Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) 22 июня 1941 года. Он предусматривал продвижение в первую очередь воинских эшелонов и грузов, связанных с мобилизационными перевозками. Перестройка работы железной дороги серьезно осложнялась эвакуацией. Вместе с промышленным и сельскохозяйственным оборудованием из прифронтовой зоны вывозилось транспортное хозяйство магистралей, заводов и предприятий НКПС. На долю железнодорожных магистралей в первый период войны выпала поистине беспрецедентная нагрузка по перебазированию производительных сил страны из районов, которым угрожала оккупация, на Восток. Для быстрейшего продвижения эвакоэшелонов железнодорожники широко использовали технические новшества, применяли передовые методы труда: скоростное формирование поездов, безотцепочный ремонт вагонов, вождение тяжеловесных составов, отправление сдвоенных поездов. С целью повышения пропускной способности некоторых участков железных дорог осенью 1941 года была введена «живая блокировка» –  через каждые 800-900 метров на перегонах стояли сигналисты и по их сигналам шли поезда. Изменились графики работы паровозных бригад. Если до войны паровозная бригада обычно водила эшелоны на определенном участке (плече), то в военное время к составу прикреплялся турный вагон для локомотивной бригады, и она вела поезд до места назначения. Машинисты водили эшелоны за тысячи километров, месяцами не возвращаясь домой. Обеспечивая доставку стратегических резервов к фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей из временно оккупированных гитлеровскими войсками областей и республик страны, железные дороги стали связующим звеном между фронтом и тылом. Железнодорожники обеспечили подготовку и проведение более 50 стратегических и наступательных операций, осуществленных советскими Вооруженными силами в ходе Великой Отечественной войны. Успеху этих операций способствовала своевременная доставка из глубины страны боеприпасов, горючего, продовольствия и других средств. Общий объем перевозок в период подготовки решающих сражений достиг 1 млн тонн. Помимо решения военных задач, железным дорогам необходимо было продолжать непрерывное снабжение промышленности сырьем, топливом, металлом и другими важными грузами, а также осуществлять пассажирские перевозки. Благодаря самоотверженной работе железнодорожников в годы войны удалось связать важнейшие экономические районы тыла в гигантский по территории народнохозяйственный комплекс. До начала великого перелома в 1943 году, после которого стал ясен исход войны, железнодорожники принимали участие в боевых действиях, поэтому произошло кадровое оголение железной дороги. На места машинистов, кочегаров и других специалистов пришла молодежь, подростки. В 1943 году вышел приказ И. В. Сталина о возвращении всех работников железных дорог на прежние места работы. Это способствовало укреплению кадрового состава на железных дорогах, что, в свою очередь, повысило качество перевозок грузов.

Если говорить о СССР, то за время ВОВ перевезено 20 млн. вагонов с солдатами, снарядами, боевой техникой, продовольствием. Если выстроить эти эшелоны по цепочке, то ими можно всю Землю 4 раза обернуть по экватору. Поезда шли сплошным потоком, иногда интервал между ними составлял 600-700 метров. Во время оборонительных боев под Москвой под воинские перевозки было подано 333,5 тыс. вагонов. В ходе подготовки Курской битвы 14 410 эшелонов перевезли целые армии в полном составе. 2,5 тыс. заводов и фабрик были вывезены за Урал. Это позволило в кратчайшие сроки восстановить военный и промышленный потенциал. В эвакуацию были вывезены 18 млн человек. Для этого потребовалось более 1,5 млн вагонов. С июня по декабрь 1941 года на объекты прифронтовых железных дорог вражеская авиация совершила около 6 тыс. воздушных налетов. В годы войны было уничтожено 16 тыс. паровозов. В военное время железнодорожники восстановили 120 тыс. км железнодорожных путей, 13 тыс. малых и около 3 тыс. больших мостов. В годы войны доля молодежи (до 25 лет) на железнодорожном транспорте составляла 32% (в том числе, в паровозной службе – 34,3%, в вагонной – 39,3%).  Доля железнодорожного транспорта в грузообороте в военные годы составила: в 1941 году – 93%; в 1942 году – 52%; в 1943 году – 58%; в 1944 году – 68%; в 1945 году – 76%». Много трудностей, порой казавшихся неодолимыми, железнодорожники, проявив невиданное упорство, изобретательность, сумели побороть, преодолеть. Советские железнодорожники, приумножая боевые и трудовые традиции, на всех этапах войны проявляли массовый героизм, мужество и самоотверженность, с честью справились с поставленными перед ними задачами.

О другом деде, Клыковском Михаиле Андреевиче (1902-1985), в прошлом году писала на страницах моего блога ИА «Взгляд-Инфо» [https://www.vzsar.ru/blogs/4471]. Он был ветераном Гражданской и Великой Отечественной войн, Ветераном Труда с беспрерывным стажем работы 65 лет, полковником МВД. Дед являлся кавалером ордена Ленина, двух орденов Красного Знамени, был награждён многочисленными медалями, грамотами, благодарностями. Несмотря на преклонный возраст, инфаркты и прочие тяготы, до последних дней жизни он трудился и даже не мог представить себя без работы.

Помню его очень вдумчивым, сдержанным, добрым человеком, всегда готовым прийти на помощь людям, никогда не обещающий, но выполняющий просьбы. Главный его девиз по жизни: «Не говори, а действуй!» – это то, чего сегодня не хватает нашим политикам, чиновникам и руководителям, которые в большей степени из-за своего рода пиарства забывают о людях, о делах важных для своего Отечества.

Всегда гордилась дедом, с какой теплотой, вниманием он относился к любому человеку, не различая их по рангу и статусу. Его ценили и уважали везде. Всё это не громкие слова, а факты, которые были у меня на глазах, которые видела, и до сих пор горжусь, привожу в пример как дань безмерного мужества, чести, порядочности. Восхищаюсь и благодарю его за всё то, что он делал для людей и во имя их! Мой дед после гражданской войны долго служил в милиции Витебска, Волгограда (Сталининграда), Астрахани, Саратова.  В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) многие милиционеры отдали свои жизни за свободу нашей Родины, отличились в сражениях, получили боевые награды. Одновременно велась беспощадная борьба с грабителями, спекулянтами и расхитителями в тылу, что было не менее важно и ответственно. Практически ежедневно в различных частях Саратова бандитами совершались убийства, дерзкие вооруженные налеты на денежные кассы государственных учреждений, магазины и склады. В операциях по ликвидации такого рода банд принимал участие и мой дед – Михаил Андреевич Клыковский. Он, по мимо работы в розыскном отделе, выполнял обязанности в паспортном аппарате милиции, где основными задачами стали оказание помощи военным комиссариатам в мобилизации в действующую Красную Армию военнообязанных и допризывников; поддержание в стране строгого паспортного режима; организация справочной работы розыск лиц, с которыми родственники и близкие утратили связи; выдача пропусков гражданам для проезда по железной дороге и водным путям. В начале 1942 года проводилась перерегистрация паспортов в ряде местностей СССР путем вклеивания в каждый паспорт органами милиции контрольного листа. Введенные в штаты паспортных отделов инспекторы-эксперты в годы войны выявили немало лиц, имевших чужие или поддельные паспорта. Работа паспортных аппаратов милиции имела важное значение в общей системе мероприятий, направленных на укрепление общественного порядка и борьбу с преступными и вражескими элементами. Дед со своими коллегами по службе охранял общественный порядок, оказывал содействие гражданам в установлении местожительства их родных и близких, особенно детей, эвакуированных из прифронтовых районов в глубокий тыл страны. В годы войны дед с другими сотрудниками милиции и помощью общественности выявлял безнадзорных и беспризорных детей и принимал меры к их устройству. Сотни писем поступали от бывших безнадзорных в органы милиции с благодарностью за то, что в трудное военное время им помогли устроиться на фабрики и заводы, в училища и детские учреждения, твердо встать на путь честной трудовой жизни.

Сегодня мы поклоняемся Героям павших за нашу Родину, мы чтим память тех солдат, что не вернулись с полей сражений, но подвиг людей тыла не менее значим, особенно, если они были героям-железнодорожникам, погибшим на боевом посту в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., а также выжившим и ушедших от нас уже в мирное время, а также, которые носили форму сотрудника органов внутренних дел. Подвигу перед народом, служению ему бескорыстно и преданно – эта истина многократно доказана, где всегда будут уважать не только погибших при исполнении служебного долга или на полях сражений «солдат правопорядка» и путейцев, но и оставшихся в живых, проносящих долгие, уже послевоенные годы пользу народу и Отечеству!

Слава и Вечная Память этим людям! Вечная память всем тем, кто отдал свои жизни за свободу родной страны! Низкий поклон за мужество, отвагу и героизм!

 

 

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4 1 2 3 4 5