Спрос на чудо

Канонизация саратовских подвижников: паства чтит, комиссия сомневается

3375

3 апреля 2008, 15:39

Канонизация саратовских подвижников: паства чтит, комиссия сомневается

Пенсионерка из Балакова Антонина Каширина почти каждый день приходит на местное старое кладбище. Хоронить на нем перестали уже давно. Могилы все старые, а потому большинство из них – брошенные. На фоне этой кладбищенской разрухи своей ухоженностью резко выделяется одно захоронение. С простенькой таблички на массивном дубовом кресте смотрит старец с белоснежной бородой. Некоторое время могила тоже была в запустении, пока за ней не стала ухаживать Каширина. К этому захоронению женщину десять лет назад привела людская молва: якобы покоится здесь «святой» протоиерей Серапион. Несмотря на то, что усопшего священника РПЦ до сих пор не канонизировала, за чудодейственной помощью отца Серапиона на могилу нескончаемым потоком продолжают идти паломники. Комиссия по канонизации при Саратовской епархии часто сталкивается с подобными историями, поэтому относится к стихийно возникшему почитанию настороженно.

Путь священника

Комиссия занимается расследованием истории протоиерея Серапиона, но основную работу проводят его почитатели, идейным вдохновителем которых и является Антонина Каширина. Так, по запросу в Государственный архив Самарской области им удалось восстановить жизненный путь священнослужителя до революции. Известно, что Серапион Самуилов родился 16 (3) апреля 1859 года в селе Пестравка Николаевского уезда в семье священника. Спустя двадцать два года, в июне 1881 года, отец Серапион закончил Самарскую духовную семинарию и меньше чем через год был рукоположен в сан священника. Его не раз отмечали за ревностную службу церкви, в 1914 году он был награжден наперсным крестом. С 1915 года архивные сведения об отце Серапионе обрываются. В комиссии по канонизации говорят, объяснение этому простое: в годы революции историческую документацию часто уничтожали. Так могли поступить и с архивными материалами, где упоминался протоиерей Серапион Самуилов. «На сегодняшний день мы можем с уверенностью говорить, что такой человек действительно ходил по этой земле, он был священнослужителем и вероятнее всего пережил революцию», – рассказывает диакон Максим Плякин, входящий в состав комиссии по канонизации Саратовского епархиального управления. Антонина Каширина добавляет: в годы гонений протоиерей Серапион побывал в ссылке в Казахстане, откуда приехал в Балаково за два года до смерти. В качестве доказательства женщина приводит главу книги «Отцовский крест», написанную дочерьми одного из священнослужителей, также пострадавшего от преследования большевиков. В ней, якобы, есть упоминания об отце Серапионе, а также подробности его кончины. «Умер тихо, пытался постучать рукой по полу, чтобы привлечь внимание, но получилось лишь тихое царапанье. «Вроде как у батюшки Серапиона мышь пол точит?» – с таким вопросом подошли к нему люди, опасавшиеся открыто помогать тому, кто встал на пути безбожников-большевиков», – цитирует строки из книги Антонина Каширина. По ее данным, священник умер 19 декабря 1931 года. Однако в комиссии по канонизации дату смерти, а также факт ссылки, оспаривают.

Стукачам не место

По данным епархии, от гонений большевиков в нашей области  пострадало свыше восьмисот церковнослужителей. За год в комиссию поступает до сорока дел, из них только пять-шесть идут в производство. Остальные подшиваются и убираются в архив. Аналогичным образом комиссия поступила с историей протоиерея Серапиона – уж очень она типична для нынешних кандидатов на канонизацию.

Как объяснили корреспонденту «Взгляда», саратовская земля знает много подвижников. Подвижник – человек святой жизни. Он мог быть и монахом, и мирянином. Однако чисто юридический подход: причислен к лику святых, значит святой, – не приемлем. Даже человек, живший по заповедям, которого помнят и почитают наши современники, не всегда может быть прославлен в лике святых. Причин, мешающих канонизации, может быть множество: нехватка биографических документов, пробелы в жизнеописании. Все это не умаляет подвижнического подвига. Вот и праздник Собора новомучеников российских прославляет святых «явленных и неявленных». Всего же в Соборе новомучеников около двух тысяч святых, что ничтожно мало, учитывая масштаб репрессий в послереволюционной России.

В конкретной истории протоиерея Серапиона продвинуться вперед не позволяет отсутствие сведений о священнике в Саратовском и Самарском управлениях ФСБ. В ответах «чекистов» среди прочих священнослужителей Самуиловых отец Серапион не числится. Отсюда следует, что балаковский старец мог избежать ссылки. На этот счет у Антонины Кашириной имеются фотографии священнослужителя, сделанные в Казахстане. На них он изображен в кругу семьи. В ссылке протоиерей Серапион был вместе со своими дочерьми, которые вышли замуж за священников. С одним из зятьев отца Серапиона, будучи в Казахстане, познакомился нынешний благочинный Балаковского округа иеромонах Амвросий (Волков). Однако свет на эту историю он пролить не может: знакомство длилось всего несколько дней, после чего родственник старца скончался. «Даже если мы и признаем факт ссылки, то необходимо следственное дело, лагерные документы. Как он принял арест? Не сломался ли под натиском системы? Не оговорил ли кого-нибудь под пытками? Ведь если человек стал осведомителем НКВД, то он совершил предательство: по своей воле пошел на сотрудничество с гонителями веры. Отсутствие точных данных следствия – безусловное препятствие для канонизации», – говорит диакон Максим из епархиальной комиссии.

Кроме того, спорными остаются данные о смерти священника. По словам все того же диакона Максима, в книге, на которую ссылается Каширина, говорится о другом Самуилове – отце Сергии. Но установить, имеется ли родственная связь между священнослужителями Серапионом и Сергием, сейчас не представляется возможным.

Святой – не герой России

Окончательная земная инстанция  – Синодальная комиссия при Московском Патриархате, предъявляет ряд требований для канонизации подвижника.

Первое –  на рассмотрение комиссии должно быть представлено максимально полное жизнеописание этого человека. Это и метрики о рождении, и всевозможные справки о его обучении. В жизнеописании должно быть отражено, за что он должен быть канонизирован  – за миссионерство или мученический подвиг, за исповедническую деятельность. Второе – при наличии трудов, изданных книг  проповедей, записок, комиссии должен быть представлен анализ этих произведений на соответствие православному вероучению. «Чтобы с уверенность сказать: в нем просиял лик Христов – нужно знать его судьбу. Иначе совершается грех – поклонение неведомому божеству», – объясняют в комиссии по канонизации.

Третье –  если речь идет о мученическом, исповедническом подвиге, комиссии должны быть предоставлены следственные дела ведомственных архивов –  в полном объеме и тщательнейшим образом изученные. Как правило, речь идет об архивах ФСБ. Это нужно для того, чтобы комиссия могла убедиться, как происходил подвиг. Обвинения, в большинстве случаев, были стандартными: статья 58.10 «Антисоветская агитация и пропаганда» Уголовного кодекса РСФСР в редакции 1926 года. Именно по ней шли те, кто вел «религиозную пропаганду». Обычно от подследственных требовали назвать имена подельников, чтобы фабриковать «групповые дела». О человеке должно быть известно, что он стойко вел себя на допросах, не признал выдвинутых против него ложных обвинений, никого не оклеветал, за что был приговорен к смертной казни. Если человек был казнен, его прославляют как мученика, если отправлен в ссылку – как исповедника, который также совершил подвиг за веру.

Четвертое условие – народное почитание. Как сказал один из подвижников прошлого века, «святость – это не просто благодать Божья, это такая степень благодати, которая начинает изливаться на других».

«В массовом сознании сложился стереотип, что канонизация – форма посмертной награды, как тот же Герой России. Это не так. Прославление святого – прежде всего педагогика для христиан. Этим путем прошел человек к Богу, таким же путем к нему может прийти каждый из нас», – рассуждает диакон Максим.

«Старик Хоттабыч»

В случае с балаковским старцем Серапионом, несмотря на то, что  комиссия пока отказывает в канонизации, его местные почитатели уверены – подвижник помогает им в их мирских проблемах. Но у благочинного Балаковского округа происходящее вызывает сомнения: «Необходимо отделить рациональное зерно от эмоциональности. Малейшее действие воспринимается как чудо. Не надо никого вытаскивать за уши в святые. Если Господу будет угодно признать святость подвижника не только в Небесном царстве, но и людьми, то он рано или поздно сделает это. Вот смотрите, трава: на нее сколько асфальта не клади, все равно прорастет». Однако Антонина Каширина не полагается только на Божье провидение. У женщины имеется несколько тетрадей, куда она записывает обращения почитателей протоиерея Серапиона, оставляемых на листочках на его могиле. В основном старца просят вернуть мужа, излечить от алкоголизма или просто помочь на экзаменах. Эти записки вызывают недоумение у тех, кто ухаживает за могилой отца Серапиона: «Что ж он –  старик Хоттабыч:  дай машину, квартиру, помоги сдать сессию?».

Каширина и другие почитатели утверждают, что несколько раз видели образы старца в небе, слышали благоухание, а также стали свидетелями кровоточения креста на его могиле. Ее саму привела к могиле старца семейная трагедия: сын, известный в городе врач, пристрастился к алкоголю. После молитв отцу Серапиону он вернулся к нормальной жизни, а Антонина Андреевна взяла опеку над могилой усопшего.

Общественное мнение

«Люди хотели чудо всегда, а церковь всегда выступала вожжами для них – все это придерживала. Человеку свойственно верить в магию, в противостоянии с которой и выросло христианство. Покрутись три раза, да посыпь песочком, и будет тебе счастье, – ничего проще не придумаешь, а люди по своей природе ищут то, что легче. Бог призывает нас постоянно работать над собой, выполнять заповеди и тогда Господь услышит тебя», – говорит диакон Максим из комиссии по канонизации Саратовской епархии. С ним соглашается иеромонах Амвросий. По его мнению, самое великое чудо Христово – Церковь: «В случае с почитателями отца Серапиона центр переносится из храма на кладбище. Похвально, что люди пекутся о своих наставниках: помнят их, молятся, но это можно делать и в церкви. Важно, чтобы почитание праведника привело в храм, а не наоборот».

Несмотря на то, что старец Серапион еще не причислен к лику святых, местным журналистам это не мешает снимать фильмы об «исповеднике земли балаковской». После эфиров число почитателей растет. Только за пятнадцать минут посещения его могилы я насчитал пять визитеров: когда мы с Антониной Кашириной подходили к могиле, там молились двое молодых мужчин. В специальном ящичке у изголовья горели церковные свечи. Чуть позже нас сменила одинокая девушка и супружеская пара среднего возраста.

Во время беседы корреспондента «Взгляда» с балаковским благочинным, он признался, что не отрицает богоугодной жизни протоиерея Серапиона, а диакон Максим считает, что документы рано или поздно появятся. Истории известны случаи, когда к лику святых причисляли под влиянием общественности. Так было с праведной Матроной Московской и преподобным Моисеем Уфимским. Московскую подвижницу канонизировали спустя пятьдесят два года после смерти, святого Моисея Уфимского – через двадцать лет. Если почитание балаковского старца с годами будет лишь усиливаться, возможно, комиссия пойдет навстречу верующим. Пенсионерка Антонина Каширина каждый раз просит протоиерея Серапиона дать сил дожить до этого дня.

Саратов-Балаково-Саратов

 

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 2.56 1 2 3 4 5