Пост может стать первым шагом к Христу

Действительно, то, что мы видим вокруг нас сегодня, мало похоже на пост, о котором говорит нам Церковь, на тот пост, который соблюдали святые подвижники. По учению Православной Церкви пост – это воздержание от определенных родов пищи, удовольствий, развлечений и других душевных и телесных радостей ради Бога, это возможность приподняться над человеческой природой.

1962

4 марта 2010, 12:30

Действительно, то, что мы видим вокруг нас сегодня, мало похоже на пост, о котором говорит нам Церковь, на тот пост, который соблюдали святые подвижники. По учению Православной Церкви пост – это воздержание от определенных родов пищи, удовольствий, развлечений и других душевных и телесных радостей ради Бога, это возможность приподняться над человеческой природой. Бог благословляет в пищу всякие продукты, а человек на время поста свободно от чего-то отказывается, приносит жертву. Сложно понять, что такое дар, человеку, который привык не дарить, а только получать подарки. Также и для того, чтобы по-настоящему понять смысл поста, нужно его хотя бы раз пройти.

ДУХОВНЫЙ ТРУД

Следует отметить, что в православном богослужении (а для христианина центром жизни является именно богослужение, вокруг которого выстраивается и внутренняя, и внешняя деятельность человека) мы не найдем точных указаний на то, что кушать, сколько раз в день, от какой пищи стоит воздерживаться. Но зато мы можем встретить многократные утверждения о необходимости поста, значение которого заключается в искании смирения, обретении покаяния, прощении ближних, забвении себя и принесении Богу жертвы. Поэтому очевидно, что пост – это не просто отказ от того или иного рода пищи, но прежде всего духовный труд.
Но при этом, как уже отмечалось, существуют определенные правила относительно питания во время поста, которые прописаны в Уставе. Они помогают человеку найти средний путь. Дело в том, что Церковь, имея двухтысячелетний опыт, знает слабости человека, переменчивость его настроения. Знает, что для того чтобы развить в себе те внутренние качества, те добродетели, о которых говорится в Евангелии, необходимо и внешнее воздержание. Потому что внешнее поведение имеет огромное влияние на нашу внутреннюю жизнь. Ведь любой мастер, прежде чем постичь глубинный смысл своей работы, должен вначале приступить к ней и овладеть простейшими внешними навыками.
Почему по Уставу предписывается отказ именно от скоромных продуктов, т.е. продуктов животного происхождения? Скоромная пища обычно высококалорийна, она является источником сил и энергии, а также отяжеляет ум и сердце.
Конечно, пост должен быть по силам. Церковь всегда идет навстречу человеку, никогда не относится с жестокостью к своим чадам, подобно Господу, ищет повод не осудить, а оправдать христианина. И зная немощь человека, его склонность к греху, милосердному отношению в первую очередь не к ближнему, а к себе, предлагает средний путь, идя которым, можно получить духовную пользу и хотя бы в малой степени усовершенствоваться.
Любой церковный православный христианин считает для себя требования поста обязательными. Он старается их исполнять в той мере, насколько позволяет здоровье и побуждает духовная ревность. Конечно, и в Церкви есть более и менее ревностные люди. Но для церковного человека критерием истинности является не его собственное мнение, а учение Церкви. Ни один церковный человек не будет сомневаться в духовной пользе поста.

ДЛЯ КАЖДОГО СВОЯ МЕРА ПОСТА

Однако многие люди еще не открыли для себя Церковь, не поняли всей глубины христианского мировоззрения. Но при этом они желают хотя бы внешне приобщиться к православным традициям своего народа. И мы не должны препятствовать таким людям находить свой путь к Богу. Кто хочет, может воспользоваться опытом Церкви. Кто не хочет, может идти своим путем, но Церковь в таком случае не гарантирует, что он достигнет цели. Но осуждать или отговаривать совершать даже такую, чисто внешнюю практику поста Церковь не вправе. Может, для кого-то этот опыт станет первым шагом ко Христу, первой попыткой что-то изменить и понять в своей жизни.
При этом каждый человек сам для себя определяет и меру поста, и свои возможности. Если он привык каждый день ходить в рестораны, заказывать там вкусные скоромные блюда, но вдруг Великим постом в его голове появится мысль, что он должен сам себя в чем-то ограничить, это уже хорошо. Это его уровень, и быть может, завтра он захочет на время поста и вовсе отказаться от посещения ресторанов, пожертвовав средства на помощь ближним. Каждый человек должен свой путь пройти сам и в той мере, которую он для себя изберет. Одно то, что человек в своей жизни перестал руководствоваться своим мнением, а хотя бы в малой мере прислушался к голосу Церкви, говорит о том, что он ищет какой-то путь.
В послании апостола Павла есть замечательные слова: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает» (Рим. 14, 3–4). Нельзя, смотря на человека, который, может быть, и не совсем правильно постится, думать, что ты постишься правильно. А уж если ты сам и вовсе не постишься, а осуждаешь постящегося, то заблуждаешься вдвойне.
Что касается празднования 23 февраля и 8 Марта, это дело свободного выбора и совести каждого человека. Как поститься в эти дни, заботит, конечно, и церковных людей. Но не Церковь установила эти праздники. Поэтому для верующего человека Великий пост важнее Международного женского дня. И если празднование последнего выпадает на постные дни, он постарается не принимать участие в каких-то бурных увеселениях. Но если его отказ действительно принесет кому-то большое огорчение или обиду, христианин постарается найти компромисс, размер которого помогает определить совесть и духовник.
Не надо стесняться поста перед своими коллегами и родственниками. Когда я учился в институте, в моей группе учился студент из Турции – мусульманин по рождению, а по образу жизни – абсолютный атеист. Он очень удивлялся: почему у православных начинается Великий пост, и никто не постится? Сам он, хотя и не был верующим, соблюдал Рамадан как дань традициям своего народа и считал это для себя делом чести.
Почему же у нас в России соблюдение хоть в малой степени традиции поста, даже если она не связана в полной мере с Церковным Уставом, вызывает недоумение, страх, а иногда даже и насмешку? Хотя должно было бы вызывать уважение и гордость, пусть даже не из любви к Богу и Церкви, а просто из-за принадлежности к своему народу и культуре. И мы лишь предлагаем задуматься над этим и принять для себя решение.

Игумен ПАХОМИЙ (БРУСКОВ),
настоятель Свято-Троицкого собора
г. Саратова

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 0 1 2 3 4 5