Прямая речь: Дрессировщик обезьян о Никулине и теории Дарвина

В Саратове с гастролями находится народный артист России

1379

22 июня 2010, 17:47

В Саратове с гастролями находится народный артист России, лауреат 1-й национальной премии "ЦИРКЪ" Азиз Аскарян. На суд саратовских зрителей он представляет новый цирковой аттракцион "Фабрика звезд". Корреспонденту ИА "Взгляд-инфо" удалось встретиться с Азизом Михайловичем, поговорить о его детстве, радостях и тяготах профессии дрессировщика, браконьерах, теории Дарвина и многом другом.

Мое первое знакомство с обезьянами произошло, когда мне было 8 лет, - рассказал господин Аскарян. - Я жил в квартире, где было множество животных: и обезьянки, и лисы, и кошки, и собаки, и птицы. Кроме слона, все были.

– Слон не поместился бы?

– Если бы я захотел, может быть, и уместил бы его, но нас было 11 человек в семье и квартира в Тбилиси в полуподвальном помещении. Огромная семья и еще куча животных. Моя мать и отец понимали мое увлечение и поддерживали его.

– Вы сами не из цирковой семьи?

– Нет. Моя мама всю жизнь была домохозяйкой, а отец - рабочим человеком, нас кормил. Они меня всегда поддерживали. Это удивительно, ведь нам самим почти негде было спать, а квартира полна всякой живности. Как я уже говорил, впервые увидел обезьян в 8 лет. Я занимался в кружке юннатов при зоопарке в Тбилиси, ну и параллельно у меня была любовь и страшная тяга к цирку. Учитывая, что зоопарк и цирк находились друг напротив друга. Я перебегал дорогу и обходными путями пролезал в цирк, садился на галерку и наблюдал за репетициями тех или иных больших артистов. Никто меня оттуда не гонял. Я мечтал быть дрессировщиком и по прошествии многих лет стал им.

– А Вы сразу стали работать с обезьянами?

– У меня были львы, медведи. Я с ними дома репетировал. Параллельно я переписывался с Юрием Никулиным, который всегда отвечал на мои письма. Всех это удивляло: какой-то мальчик Азиз пишет Никулину, он ему отвечает… Кстати, все эти письма у меня сохранились. Я целенаправленно копил деньги для того, чтобы поехать в Москву и с ним лично познакомиться.

– Встреча состоялась?

– Да, состоялась на Цветном бульваре. Я помню, что пришел к нему в цирк практически в обеденный перерыв. Он уже шел на обед. У цирка находилась самая обычная пельменная, и Никулин мне предложил: "Пойдем, вместе пообедаем?". А мне неудобно – ни копейки нет. Он сказал: "Я тебя угощаю". Мы с ним поели пельменей, выпили кофе с молоком, поговорили о цирке, я рассказал всю свою историю, что сплю и вижу цирк. А он ответил так: "Если ты этого хочешь и мечтаешь об этом, ты должен стать дрессировщиком. Если будут вопросы – звони, пиши, не стесняйся! Только сейчас мы цирк закрываем на реконструкцию, а когда откроемся, насчет тебя будет видно".

Пока цирк ремонтировали, я усердно занимался репетициями с моими животными, затем показал свою работу Никулину – обезьяны выполняли "джигитовку" верхом на собаке, и он меня взял в штат своего цирка. Он был моим худруком, посещал репетиции, подавал какие-то идеи, подсказывал. Я, конечно, к нему прислушивался.

– Вы работаете с обезьянами, а теории Дарвина придерживаетесь?

– Не совсем. Я в это не верю. Очень много схожего у нас с обезьянами, но ни одна обезьяна на сегодняшний день не стала человеком.

– Сколько у Вас сейчас животных выступают?

– У меня девять обезьян, из них шесть шимпанзе и три орангутанга. С одним орангутангом мы сейчас делаем отдельное новое шоу. В Москве мы делали подобие еврейской свадьбы, и орангутанги у нас были в роли жениха и невесты. Всем понравилось. В Саратове зрители могут увидеть "Фабрику звезд": обезьяны показывают свои умения играть на музыкальных инструментах, я выступаю в роли дирижера-дрессировщика. Ну, и мое всемирно известное шоу "Танцы народов мира", в котором обезьяны показывают, что они могут станцевать все, что угодно.

– А сложно их дрессировать? Вы используете метод "кнута и пряника"?

– Нет. Это очень сильные животные, кнут на них не окажет влияния. Наказывать надо их, но кнута они даже не почувствуют.

– И могут еще вдобавок обидеться.

– Конечно. Я их дрессирую лишь голосом, показываю, что я являюсь их вожаком, старшим, которого они должны уважать и любить, тогда получится работа.

– Вы ждете какого-то подвоха от обезьян на арене?

– Это настолько непредсказуемые животные, что я не ожидал, что моя любимая обезьяна может меня покусать. Но в том, что это произошло, была моя ошибка. Он меня приревновал к обезьяне-малышу и укусил.

– Со львами и тиграми еще страшнее ситуации случаются…

– Я имею опыт работы со львами. Могу сказать, что с обезьянами работать сложнее, потому что если лев и тигр сидят в определенных клетках, никуда не могут убежать, то обезьяны могут взять меня и любого моего ассистента и выкинуть на 16-й ряд. У них сила сумасшедшая.

– В воскресенье по всей стране прогремело известие о том, что в Подмосковном городе Клин в цирке-шапито на 6-летнюю девочку напала самка леопарда. Почему это происходит?

– Очень много неправильного стало в системе Росгосцирка. Я с детства спал и видел себя дрессировщиком, работал в зоопарке, имел колоссальный опыт, и то, когда меня пригласили на переговоры в министерство культуры СССР, сказали, что возьмут меня, но сначала направят на стажировку к хорошему известному дрессировщику. Я почти три года стажировался. Я мыл клетки, убирал за животными, освобождал вагоны, - все это пережил. Все это пригодилась в моей жизни, в моей работе.

Сейчас люди хотят идти по легкому пути, хотят легкой наживы. Покупают у браконьеров животных, начинают делать бизнес на фотографиях и так далее. Причем их глупость оборачивается боком не для них, а для детей, посторонних, зрителей. Росгосцирк должен проверять: если кто-то покупает животное, то должен доказать, что он дрессировщик. Начинающего дрессировщика необходимо прикрепить к мастеру, чтобы человек прошел стажировку.

Но на деле получается так: человек покупает животное и предлагает всем с ним сфотографироваться, ведь все это любят, а животные зачастую погибают. Люди не знают, как ухаживать за теми или иными животными, не знают, как их правильно содержать. Взять, например, таких "дельцов" на Черном море, у них обезьяны умирают от солнечного удара. Таких случаев множество, просто это не афишируется.

Конечно, нужно это все запрещать. Необходимо конфисковать животных и отдавать в зоопарки! А зоопарки России нужно обязать не спекулировать животными из-под полы.

– Раньше среди так называемых VIP-персон было модно держать у себя на заднем дворике львов, пантер, крокодилов…

– …И все плачевно заканчивалось. Я лично знаю таких. Единицы – настоящие фанаты животных – организуют им достойную жизнь, создают уникальные условия. Большая часть хотят просто поиграть.

– Вам поступали предложения продать обезьян в частные руки?

– Да. Хотели купить обезьянку для ребенка. Я говорю в таких случаях: "Вы что, хотите избавиться от ребенка?". Мне кричат: "Нет! Что Вы?!". Но ведь любое животное – хищник, они чувствуют свое превосходство над детьми, силу. А если они ощущают силу, значит дети – жертва, животные найдут момент, когда их можно будет покусать. Это бывает очень часто из-за глупости мамы и папы. Хотите посмотреть на животных, сходите в зоопарк или цирк.

В Америке специальная полиция ходит по домам и смотрит, чтобы люди не мучили животных. Если подтверждается, что человек издевался над животными, его сажают в тюрьму. А у нас – убил собаку, и молодец. У нас не понимают, что если сегодня кто-то убил собаку, значит, завтра он убьет человека. Развивается злость. Я за то, чтобы был принят закон о конфискации животных, над которыми издеваются, показывать все по телевизору, наказывать виновных, чтобы другим неповадно было.

Браконьеры, чтобы достать детеныша шимпанзе убивают мать, ведь мать не отдаст просто так своего малыша. Заказчики или покупатели в большинстве случаев "поиграют" с этим детенышем, а потом он им надоест. Нужно ужесточать закон. Нужно прививать детям любовь к животным. Например, в Малайзии несколько раз в день идет программа про животных, а у нас, к сожалению, очень мало таких программ.

– На Ваши представления ходит большое количество людей?

– Посещаемость хорошая. Мне очень нравится местный зритель, хорошо нас принимают. Приходит много детей и взрослых. В финале программы нас не отпускают со сцены с течение 10-15 минут, аплодируют. Программа у нас интересная, здесь соединились три компании: цирк Никулина (наше шоу с обезьянами) цирк на Вернадского (иллюзионное шоу) и Союзгосцирк (шоу с птицами). В Саратове мы работаем до 4 июля, а 5-го уезжаем в Воронеж.

– А в нашем цирке как? Только по-честному.

– Честно – хорошо, мне очень нравится. Здесь хорошие условия и для артистов, и для животных. У вас очень симпатичный директор цирка, Иван Георгиевич Кузьмин, у него хорошее чувство юмора. Он мне понравился и как человек, и как руководитель, и как хозяин этого храма.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 0 1 2 3 4 5