Улыбка Эйнштейна
Как саратовский физик стал иконописцем
1 сентября 2011, 02:54
У саратовского художника Игоря Шимякина даже фамилия художественная. Правда, в отличие от известного московского живописца и скульптора Михаила Шемякина Игорь занимается работой совсем другого плана – вместе с коллегами-художниками, которых сам же и привлек, он создает не только отдельные иконы, киоты и разнообразную церковную утварь, необходимую для богослужения, но и целые иконостасы, которыми украшаются храмы, и даже настенные росписи. В Саратове и области бригада под его руководством, или артель, как он сам ее в шутку называет, благоукрасила множество храмов – и реставрирующихся, и только еще строящихся. Но имя Шимякина знают и далеко за пределами нашего региона, за 17 лет Игорь успел стать в своей сфере фигурой заметной и авторитетной. Православная Церковь по достоинству оценила труды саратовского художника, наградив его орденом Андрея Рублева третьей степени, и теперь эта награда – предмет особой гордости и творческого вдохновения для всего его коллектива.
ПУТИ ГОСПОДНИ
Прихожане многих саратовских храмов, скорее всего даже и не подозревают, кому обязаны созданием тех или иных икон. Они, впрочем, и не обязаны над этим задумываться, ведь главное в иконе – не автор, а, если можно так выразиться, скорее его отсутствие, способность раствориться и исчезнуть перед величием Того или тех, чей образ иконописец пытается изобразить. Глядя на работы Шимякина, складывается ощущение, что ему это удается.
Игорь потрудился над созданием внутреннего облика Покровского храма в Саратове, и труд этот длился целых шесть лет, именно столько храм реставрировался. По сути, это была первая серьезная и большая его работа после того как он, физик по образованию, решил вдруг уйти с саратовского производственного объединения «Корпус», где долгие годы проработал инженером-электронщиком. В начале девяностых жизнь привела Игоря в Церковь, уже, наверное, в сотый или тысячный раз опровергнув и без того давно разбитый в пух и прах стереотип, что физика и вера – две вещи несовместные. Привела неожиданно и не вполне постижимо для него самого, так что теперь, спустя годы, он и сам не может до конца объяснить причины этого прихода. Говорит, что так сложилась цепочка жизненных обстоятельств, одним из звеньев которой стал Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь в Мордовии, где Игорю посчастливилось познакомиться с известным и почитаемым в народе старцем, схиигуменом Иеронимом (Верендякиным, † 6 июня 2001 г.). Батюшка каким-то чудесным образом увидел в тогдашнем инженере, на тот момент лишь увлекавшемся немного живописью, иконописный талант, и благословил идти по этой стезе. И Игорь решился на крутой поворот, приведший к полной перемене его жизни. «Тогда и время было такое бурное. Завод сокращали, остаться можно было, но перспектив – никаких. Это с одной стороны, с другой – хотелось заняться творчеством. Да, перемена очень резкая, но неуверенности не было, а было очень большое желание», – рассказывает Игорь.
Он ушел с завода и поступил в Саратовское художественное училище, на отделение живописи, параллельно принявшись за работу в Покровах. Там он делал настенные росписи, примерно два-три года трудился самостоятельно, а когда понял, что сил не хватает, начал потихоньку привлекать друзей, которые впоследствии стали коллегами по цеху.
ЧТО НЕВОЗМОЖНО ЧЕЛОВЕКУ…
«Работа наша, помимо творческого удовлетворения, приносит еще и духовное утешение. В православных храмах принято за каждой Литургией молиться о благоустроителях «святаго храма сего», эта молитва очень помогает», – говорит Игорь Шимякин. По его словам, что такое поддержка свыше, иконописцам доводилось ощущать неоднократно. Бывает, что по человеческим меркам работа выглядит неподъемной, и кажется, что нет никакой возможности справиться. Так было с последним крупным заказом в Саранске, где по благословению митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия наши художники благоукрашали храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Именно за эту работу им и вручили награду. Иконостас получился огромный – 220 квадратных метров, 26 метров в длину, поскольку сам храм далеко не маленький. «Это была, наверное, самая сложная наша работа, – вспоминает Игорь. – Мощности не такие у нас, чтоб выполнять столь большие объемы. Пришлось привлекать других помощников – из Пензы, Мордовии, потому что не успевали по срокам. А срок был нереальный – 8 месяцев. Но с Божьей помощью успели. Сейчас, когда возвращаешься мысленно к этой работе, даже не верится, что все это выполнили мы…».
В Саратовской епархии кроме Покровского храма трудились в храме во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого) на территории 3-й горбольницы, в храме во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, Троицком соборе г. Энгельса, церкви во имя святого Александра Невского г. Энгельса, храме во имя святых Константина и Елены пос. Северный Хвалынского района, храме во имя архистратига Михаила в п. Самойловка, храме преображения Господня в с. Пристанное и многих других. Сейчас завершают работу над иконостасом для Казанского храма г. Саратова. А еще была работа в церквях Самарской епархии, Волгоградской митрополии, Пензенской, Ульяновской епархиях. В одной только Мордовской и Саранской митрополии благоустроили около 20 храмов, в том числе кафедральный собор во имя святого праведного воина Феодора Ушакова. За создание одного из иконостасов Игоря лично похвалил и благословил на дальнейшие труды на благо Русской Православной Церкви покойный ныне патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В поволжских городах об иконописной артели Игоря Шимякина многие знают и потому приглашают, без работы художники никогда не сидят, благо храмов в стране сегодня строится много, напротив – иногда от предложений приходится отказываться.
Обязанности в бригаде у всех строго распределены: Игорь – административный и художественный руководитель, сам рисует эскизы, пишет иконы в академическом стиле, осуществляет авторский надзор за ходом работ. Есть еще канонический иконописный стиль, более аскетичный, в нем работает другой художник. Есть резчики, позолотчики – у каждого своя специализация.
И хотя зарабатывать на своем ремесле художники пытаются, признаются, что делать из него бизнес не получается, поэтому относятся к своим творениям больше как к искусству, нежели к источнику прибыли. Иконы на заказ не пишут, работают только для храмов. Им трудно разделить свою работу на материальную и духовную составляющие. Для них они едины. «И постимся, и на службы также ходим, без благословения работу не берем. Бывает, когда работы много, даже ночуем в храме прямо на полу. Правда, в период поста нам бывает и послабление – работы тяжелые, высотные, случиться может всякое», – говорит Игорь.
В РИТМЕ ВДОХНОВЕНИЯ
Случаются, конечно, в работе и некоторые сбои, и нередко на финансовой почве. Насколько зыбко материальное положение Церкви, художники студии Игоря Шимякина знают не понаслышке. Строятся и благоукрашаются храмы в основном на средства спонсоров и частных жертвователей, а средства эти, как известно, имеют свойство неожиданно заканчиваться. И происходит это порой в самый неподходящий момент, когда эскиз будущего иконостаса уже разработан. «Бывает, сделаешь эскиз, а заказчику он, оказывается, не нужен, потому что либо спонсор исчезает и нет денег, либо настоятель меняется. И работа пропадает. Такие случаи тоже бывали. Однажды какой-то министр в Москве пожелал стать спонсором храма, для которого мы написали проект. И вот его уже утвердили, одобрили, а министра в тот же день сняли. И храм остался без спонсора и без денег, а проект так и остался на бумаге», – рассказывает художник-физик и подчеркивает, что в конечном итоге все же многое зависит от настоятеля. Если настоятель старательный, искренне желающий сделать что-то для Церкви, работа, как правило, удается.
Разработка эскиза будущего иконостаса – самая увлекательная работа для Игоря Шимякина. Каждый иконостас у него не похож на своего предшественника. «Это потому, что мы художники, а не завод и не производственное предприятие!» – с гордостью за дело заявляет Шимякин. Стремление не ставить работу на поток, а заниматься творчеством – одна из причин того, почему у студии нет производственной базы, где как под копирку пилят и строгают похожие друг на друга экземпляры. По этой же причине приходится отказываться от многих заказов. Если не отказываться, то пришлось бы создавать самое настоящее предприятие и становиться генеральным директором, и тут уж будет не до творчества, уверен Игорь, а просто зарабатывать деньги ему совсем не хочется. Жалеет только, что между административными и организационными заботами времени на настенную роспись совсем не остается, а именно этот вид творчества ему близок больше всего.
За лето Шимякин и компания еще ни разу не отдыхали, два-три дня в сезон – выходные у Игоря, неделю-полторы дает на отгул ребятам, вот и весь отпуск. И хотя за 17 лет накопилась определенная усталость, останавливаться на достигнутом художник не собирается. Работать в ритме вдохновения ему нравится. А что ради икон бросили физику, вряд ли Эйнштейн на них за это в обиде. От чего больше пользы, он, наверное, и сам не смог бы сказать в контексте теории относительности…
Елена БАЛАЯН
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте