Семь недель без наркоза
Нам, современным людям, живущим в потоке быстро меняющегося времени, среди громкой музыки, поверхностных слов и суетных удовольствий...
1 марта 2012, 06:38
Нам, современным людям, живущим в потоке быстро меняющегося времени, среди громкой музыки, поверхностных слов и суетных удовольствий, бывает трудно, а подчас совершенно невозможно понять, что где-то совсем рядом с нами существует другая жизнь, в которой, как бы это банально ни звучало, всегда есть место подвигу. Жизнь прекрасная и чистая, полная духовной радости, к которой в глубине души стремится, наверное, каждый, но стяжать которую может только тот, кто научился жертвовать собой. И, пожалуй, в церковном календаре нет более подходящего и удобного времени для обучения этой премудрой и важной науке, чем Великий пост. Является ли лично для вас соблюдение поста подвигом, и в чем вы видите его смысл? С таким вопросом мы обратились к людям, имеющим больший или меньший, но свой собственный, пережитый и прочувствованный, аскетический опыт поста и связанные с этим опытом попытки осмысления того, что он на самом деле собой представляет.
Марина БИРЮКОВА, заместитель главного редактора журнала «Православие и современность» и газеты «Православная вера»: «Это наш реальный шаг к Богу»
– Я процитирую своего коллегу Александра Ткаченко, редактора раздела «Вера» журнала «Фома», который дал очень хорошее определение поста: семь недель без наркоза. Это дни особой внутренней бескомпромиссности, трезвости, время, когда мы должны увидеть себя и свою жизнь такой, какая она есть на самом деле, не ища способов уйти от нее, развлечься, расслабиться. Ведь вкусная еда, любой праздник – это если не наркотик, то, по крайней мере, наркоз, анестезия, смягчение восприятия себя и всего происходящего.
Можно ли назвать пост подвигом? Можно, если использовать слово «подвиг» не в привычном с детства героическом значении, а в изначальном: «подвиг» – от глагола «подвинуть», «подвинуться». Правильно используя пост, человек подвигает себя к лучшему. Конечно, это не тот подвиг, который был у святых подвижников, а малый, посильный нам. Потому что ничего страшного в такой смене рациона на самом деле нет. Люди, которые говорят, что не могут без мясного, молочного, на самом деле просто не видят смысла в посте. А чтобы его увидеть, надо попробовать сделать первый шаг. Нужно довериться вековому опыту Церкви и вспомнить, что и Сам Христос постился в иудейской пустыне перед решающим разговором с дьяволом.
И мне очень жаль, что сейчас даже на ином православном сайте можно прочитать, что пост «на самом деле не имеет такого смысла, какой ему пытаются придать», что отношение к посту пора сменить на «сугубо добровольное»… Пост действительно дело добровольное, свободное – как и исповедание веры, и принадлежность к Церкви вообще; но человек, называющий себя православным и считающий притом, что посты для него необязательны, сам себя, свою духовную жизнь колоссально обделяет и обедняет. Ведь пост – это не просто запрет на какие-то продукты, не первобытное табу, и не торг с Богом. Пост – это духовный труд. Без этого труда не получить плода, а что есть плод в данном случае? Плод – это наш реальный шаг к Богу.
Анастасия БОРОВСКАЯ, участница фольклорно-этнографического ансамбля «Забава»: «Подвиг – это всегда жертва»
– Мне часто задают такой вопрос дети на занятиях по русской традиционной культуре, и однажды они сами на него и ответили. Сказали, что пост – это время для того, чтобы сделать себя немножечко лучше. Мне очень понравилось их объяснение, с ним совпадает и мое собственное понимание поста. На мой взгляд, пост вовсе не сводится к отказу от гастрономических пристрастий. Скорее, он способствует некоему успокоению и упорядочиванию мыслей, когда хочется остановиться, подумать, оглянуться назад, попробовать отказаться от того, что тяготит и мучает, например, от дурных привычек. Наверное, все это можно назвать маленьким подвигом.
Подвиг – это всегда жертва. И величина его зависит от того, чем человек готов пожертвовать. Помните историю про вдову, которая вносила свою лепту? То малое, что она внесла, было всем, что она имела, поэтому в сравнении с остальными она пожертвовала гораздо большим. Нам же порой кажется, что мы не способны даже на то, чтобы ограничить себя в любимой еде. Это оттого, что человек слаб и немощен, ему трудно удержаться от соблазнов, поставить себя в жесткие рамки, отказавшись даже на время от ценностей культуры потребления. Но в Евангелии Сам Христос говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). А значит, даже невозможное возможно с помощью Божьей – стоит только задуматься и попросить Бога о помощи. Это применимо и к посту, но только в том случае, когда он совершается не ради галочки, а ради высшей цели и в конечном итоге ради Бога.
Андрей ФЕТИСОВ, атаман Саратовского отдела Волжского войскового казачьего общества: «Пост и молитва – наше оружие»
– Физическую часть поста я, признаться, иногда не выдерживаю, но духовно стараюсь идти в эти дни до конца – делать больше добрых дел, не творить зла, помогать тем, кому плохо. На мой взгляд, в этом и заключается основа поста.
Является ли для меня пост подвигом? Скорее всего, да. Конечно, он несопоставим с другими жертвами, которые требуется понести ради веры, но для христианина и казака пост и молитва являются самым главным оружием. Поэтому для верующего человека придерживаться поста обязательно, как нам и было заповедовано. Конечно, поститься следует по мере сил и возможностей. Но при этом следует помнить, что христианская вера – это, прежде всего, напряжение, трудничество. Да, подчас это бывает нелегко, но душа такому посильному труду, как мне кажется, только радуется. Поэтому так важно не ограничиваться временем поста, а пронести такие маленькие подвиги через всю жизнь, всегда и в любой ситуации оставаясь христианином.
Олеся НИКОЛАЕВА, поэт, писатель, публицист, г. Москва: «Это счастливое время»
– Великий пост – это, конечно, подвиг. Подвиг самоотречения. Мы живем, погруженные в совершенно невероятную суету – суету наших поступков, действий, эмоций, слов, помыслов. А Великий пост – это счастливое время, когда мы получаем возможность заниматься нашими отношениями с Господом. Как влюбленный человек ничего не хочет видеть и ни о чем не желает помышлять, кроме своей возлюбленной, так и во время поста мы именно Его и ставим в центр нашей жизни.
Вообще, самый большой подвиг – это победа над собой. Кто нам мешает стать святыми? Только мы сами себе и мешаем. Мы призваны к святости, именно такими нас хочет видеть Творец. Но вместо этого несем в себе страстность – страшный яд испорченной воли. На самом деле, самая главная битва начинается здесь, потому что именно в нашей извращенной воле коренится все мировое зло.
Протоиерей Михаил ВОРОБЬЕВ, настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска: «Чтобы душа услышала голос духа»
– Одной из серьезных проблем нашего времени является сохранение идентичности. Многообразие коммуникаций, в которых мы участвуем, делает нас многоликими. В отношениях с начальством у нас одно лицо, с сослуживцами – уже другое. В семье мы ведем себя не так, как в общении с друзьями. В социальных сетях, блогах мы выступаем под разными именами. Вот тут-то и возникает проблема: а какое лицо подлинное? Какова наша личность, которая находится глубже всех масок и социальных ролей? Великий пост как раз и предназначен для того, чтобы внутренний мир верующего человека пришел в гармоничное состояние, чтобы душа услышала голос духа, особой сущности, живущей в нас, которая позволяет почувствовать присутствие Бога в нашей повседневной жизни.
Называть пост подвигом я бы не стал. Это, наверное, слишком громкое слово. Все-таки, постясь по уставу, мы делаем то, что должен делать всякий православный человек. Не более того. Однако, несмотря на то, что в течение десятилетий выработалась привычка к посту и отказ от мясной и молочной пищи не труден, каждый Великий пост все равно требует больших усилий и большой сосредоточенности. Каждый, кто пробовал поститься всерьез, знает одну особенность этого времени: умножаются искушения. Можно шесть недель питаться строго по уставу и на Страстной в пух и прах разругаться с самым близким человеком… Можно неделями отказываться от вина и вдруг вкусить его сверх всякой меры на глупой и случайной вечеринке, на которую совсем не собирался идти… Это, конечно, печально. Но не надо отчаиваться: Господь попускает грехи, в том числе и для того, чтобы мы не возгордились.
Иногда приходится сталкиваться с весьма своеобразным отношением к посту. Иные возвышенные натуры считают, что пост духовный гораздо важнее поста телесного. Главное «не есть ближнего», а что у тебя на обед – совершенно безразлично. И здесь полуправда, как всегда, вреднее откровенной лжи. Безусловно, пост духовный, упражнение в добродетели, уклонение от зла, неосуждение, терпение и милосердие имеют большую ценность, чем ограничение в пище. Но дело заключается в том, что без телесного поста невозможен пост духовный. Без этого все разговоры о «духовном посте» – замаскированное фарисейство.
Александр ЯХОНТОВ, пономарь храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла: «Радость праздника должна быть выстрадана»
– Как вообще можно отмечать праздник Воскресения Христова без попытки осознать, какие страдания пережил Спаситель за нас? Ни один праздник, получаемый просто так, незаслуженно, не вызывает ощущения праздника, потому что каждая радость должна быть выстрадана. И хотя пост – это не страдание в физическом смысле этого слова, но это именно подготовка души в ожидании праздника. Мне кажется, в этом для православного мирянина и заключается смысл поста.
Вообще, если современный христианин способен ограничить себя в чем-либо, это можно назвать подвигом, и достаточно большим. Ведь многие не хотят ограничивать себя даже в еде, не говоря уже о том, чтобы не ходить в клуб по пятницам – а у православных христиан это вообще постный день – или не собираться шумными компаниями за бутылкой горячительного. Некоторые священники сейчас говорят о том, что всякое движение христианской души – это уже подвиг. Не читать желтых газет, не смотреть телевизора, где полощут нижнее белье знаменитостей, стараться не осуждать ближнего своего, чем мы постоянно грешим, не злиться в ответ на какие-то колкости коллег по работе – это разве не подвиг? Ведь современный человек воспитан абсолютно в другом ключе. Я считаю, что поступая во время поста так, как он должен поступать, человек совершает маленький подвиг лично для себя. И, может быть, то, что он решился на этот подвиг, поднимет его на какую-то более высокую ступень, даст осознание того, что он сделал что-то полезное для своей души. Может быть, в дальнейшем это осознание придаст ему сил для каких-то других свершений.
Екатерина ВЕЛЬТ
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте