Иеромонах ДОРОФЕЙ (Баранов): «Богородицу надо почувствовать и довериться ей…»

Пожалуй, ни к одному святому в нашей Церкви нет такого теплого и сердечного отношения, как к Богородице.

3731

2 августа 2012, 03:57

Пожалуй, ни к одному святому в нашей Церкви нет такого теплого и сердечного отношения, как к Богородице. Именно к Ней мы чаще всего обращаемся в молитвах, Ее просим о помощи. Церковь называет Богородицу «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим». В этой непонятной и непривычной для светского уха фразе, которая каждый день звучит в храмах во время богослужения, заключена на самом деле потрясающая весть: оказывается, в нашей истории был человек, который чистотой своей жизни и духовным достоинством превзошел самых прекрасных и светлых ангелов – херувимов и серафимов. И этим человеком была именно женщина, что, кстати, напрочь разрушает все нападки и обвинения скептиков, считающих, будто в Православии женщина – это человек «второго сорта». Людям нецерковным Богородица зачастую кажется эдаким мифическим персонажем, да и сами мы, обращаясь к Ней в молитвах, наверное, далеко не всегда понимаем, что это не условность, а живой диалог, и что Богородица именно в этот момент слышит нас и смотрит на нас. Об особом почитании Божией Матери и Ее ходатайстве за нас накануне Успенского поста (14–27 августа) мы беседуем с клириком храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» иеромонахом Дорофеем (Барановым).
БЛИЗКА КАК НИКТО
  
   – Отец Дорофей, я начала относиться к Богородице как к реальному, живому человеку, как ни странно, после фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы». Точнее, относилась так и раньше, но там все евангельские события показаны так живо и достоверно, что это ощущение усилилось, стало более реальным. Почему же так порой происходит, что живое общение с Богородицей подменяется в нас отношением к Ней как к Кому-то легендарному?
   – Для человека вообще свойственно отношение к тому, что происходило в древности, как к чему-то сказочному. И христиане не лишены предубеждения, что все, что было давно, носит не совсем достоверный исторический характер. Когда мы читаем жития великих подвижников древности, мы, конечно, ими восхищаемся. Но все, что происходило в их жизни, кажется нам таким далеким, невероятным и необычным, что частью нашей жизни это не становится. Так бывает и в отношении к Богородице, Которая на самом деле как никто близка человеческому роду, и церковное предание говорит о том, что Она постоянно пребывает на земле и является хранительницей всего мира. И те, кто обрел веру, получил ее в страданиях и испытаниях, завоевал ее у своего каменного сердца, – ощущают Ее живое присутствие.
   Особенно сильно это присутствие ощущается в так называемых уделах Пресвятой Богородицы. Это те места, которые, по церковному преданию, Она Сама выбрала своей земной вотчиной, которым покровительствует, где Сама постоянно невидимо находится. Одним из таких уделов является Афон, и для монахов, живущих на Святой Горе, нет такой проблемы – как воспринимать Божию Матерь. Она для них – настоящая, живая. И хотя большинство монахов не видят Ее глазами, но постоянно ощущают Ее присутствие и помощь. Некоторым подвижникам, живущим строгой аскетической жизнью, Божия Матерь даже в наши дни является зримо. И это не сказки – тому у Церкви есть множество свидетельств.
   – На Руси всегда почитали Пресвятую Богородицу, и Она всегда отвечала взаимностью, неоднократно спасая нашу страну от многих бед. Можно ли в этом контексте говорить об особом отношении Богородицы к русскому народу? Или Она всех христиан любит одинаково?
   – Любому христианскому народу, конечно же, хотелось бы какого-то явного покровительства Божией Матери. И греки, и болгары, и румыны на основании своей истории могут совершенно справедливо сказать то же самое, что и мы. Скорее, речь идет не об особом отношении Божией Матери к какому-либо народу, потому что Ее любви хватает на всех, а об особом нашем отношении к Ней. Одно из самоназваний России – Дом Пресвятой Богородицы, и не только по количеству храмов. Столь трепетное отношение к Богородице у людей еще и потому, что Она – Мать. Естественно, что мама в жизни каждого из нас – это тот человек, которому не нужно ничего объяснять, который тебя пожалеет и поймет в любом случае, каким бы заблудшим и падшим ты ни был, который не будет ни о чем спрашивать, а просто примет в свои объятия, и все.
   Именно внутренняя природная тяга людей к общению с матерью и привлекает нас к Богородице. И взаимоотношения Иисуса Христа со Своей Мамой, которые, помимо всего прочего, несут и отпечаток доброй семейственности, завораживают. Как если мы приходим к кому-то в гости и видим хорошие, правильные семейные отношения, то у нас возникает желание в этой семье остаться, стать ее частью, войти в круг общения и любви, царящей здесь. Так мы смотрим на Божию Матерь и на Ее Сына, и нам хочется быть рядом с ними.
«СИДИШЬ
НА ОБЛАЧКАХ
И ФРУКТЫ ЕШЬ»
  
   – Церковь не называет кончину Богородицы смертью, а называет именно успением. И все же: как такое печальное и непоправимое по человеческому разумению событие может быть поводом для радости?
   – К празднику Успения на Руси всегда относились с благоговением. В успении и вознесении Богородицы на Небо наш народ увидел огромную для себя надежду. Конечно, основанием нашей веры является Воскресение Христово – «…если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15, 14). И Христос как Богочеловек Своим Воскресением и Вознесением открыл для людей возможность предельной близости к Богу. Но Богородица – обычный человек, по плоти и своей природе Она такая же, как и мы. И вот Ее человеческую природу Господь первой удостоил величайшего события, которое прежде не случалось с людьми.
   И в праздник Успения Пресвятой Богородицы мы празднуем не смерть Божией Матери – мы празднуем открывшуюся нам возможность для человеческой природы принять в божественной жизни телесное, полное участие. Люди иногда думают, что пребывание с Богом «на облачках» – это такое полуаморфное, бестелесное и бесцельное существование: сидишь себе на дереве и фрукты ешь, да еще все это происходит в вечности, то есть мучительно долго. А оказывается, ты всем своим существом будешь пребывать в общении с Богом. Понять это современному человеку непросто – у него столько своих проблем и столько всего интересного здесь, на земле, что ему нет дела до того, что будет происходить после…
   – Почему Божия Матерь не оставляет Своей молитвы о нас? Почему мы Ей так дороги?
   – Если бы я смог ответить на этот вопрос, то должен был бы тут же рухнуть от самомнения и гордости. Откуда я, обычный человек, могу знать, почему так или иначе поступает Божия Матерь? Могу только предположить, что Она жалеет нас. Что Ее печаль за человеческий род и любовь к людям понуждают Ее постоянно ходатайствовать за нас перед Богом.
   Почему мы, христиане, которые краешком глаза увидели, что такое Божественная любовь, иногда жалеем других людей? Мы видим, как они, помимо своей воли, служат врагу, и сами страдают от этого. Любовь Божией Матери к людям безмерно большая, она видит каждого конкретного человека, как он мучается от своих страстей, как он сам не может выбраться и руку за помощью не протягивает. От этого еще больнее – когда человек тонет, смотрит на тебя, а помощи не просит.
   Пресвятая Богородица этот мир видит с изнанки, видит фантастическую пропасть между благостью Божией, тем, что Господь уготовал любящим Его, и тем, в каком греховном болоте человек сейчас находится. И небожителей эта пропасть ужасает. Казалось бы, что такого – протяни руку, попроси – и тебя вытащат. Но человек упорно молчит – болотная жижа залепляет ему глаза и уши, но он не просит о помощи. И вытащить его нельзя, потому что нельзя нарушить свободную волю, и смотреть на него невозможно...
  
КОГДА ЛЮБВИ ХВАТАЕТ НА ВСЕХ
  
   – Трудно представить, что чувствовала Божия Матерь, стоя у Креста... Как Она смогла это пережить и не потерять веру в Своего Сына как в Бога?
   – Чувства Божией Матери, которые Она испытывала к Своему Сыну, когда Он был маленьким ребенком, когда вышел на проповедь, когда Его схватила стража и Он подвергся страшной казни, эти чувства – сокровенная тайна, которую не надо дерзать подсмотреть. Церковная богослужебная традиция во время чтения Двенадцати Страстных Евангелий в Страстную пятницу влагает в уста Богоматери слова, которые Она произносит, обращаясь к Своему распятому на кресте Сыну. Это одна из самых потрясающих стихир, в ней нет человеческого плача, романического или сериального, к которому мы привыкли, в нем есть глубокая скорбь и недоумение: «Вижу Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на Кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем». Во всей полноте и силе эти чувства выражены в Евангелии – во время Распятия Божия Матерь все время молчит. И этим Ее молчанием у креста все сказано. Все чувства, все эмоции, которые нам по-человечески хочется понять – мы можем сопереживать им. И, глядя на икону Распятия, соучаствовать в этом молчании…
   – Обращаясь к Божией Матери в молитвах, мы называем ее Заступницей, Утешительницей, Ходатаицей за нас перед Господом. Но нас так много, а Она одна. Как Она нас всех слышит, как Ей удается отзываться на воздыхание стольких сердец?
   – Этот вопрос решится, когда мы переступим границу вечности и увидим мир таким, каким он устроен на самом деле. Сейчас мы живем в падшем, поврежденном грехом мире, где у нас возникает много вопросов. Например, почему у одного человека так много любви, и он этой любовью делится, а у другого так много горя, что он убивает им и самого себя, и всех вокруг? Ежедневно в десятке тысяч храмов совершается Божественная литургия, и везде Один и Тот же Христос соединяется с сотнями тысяч человек в Таинстве Причастия. Как такое может произойти? Как Его хватает на всех? Святитель Игнатий (Брянчанинов) такое объяснение нашел через простую аналогию. Как солнце отражается в миллионах капель, так и Божественная любовь распространяется на весь наш мир, и Матерь Божия обладает этой любовью во всей полноте.
   – Почему же человеку порой бывает трудно почувствовать и поверить в это?
   – Потому что вера не обусловлена миром, в котором мы живем, – ни нашими переживаниями, ни чувствами, которые все от этого мира, ни страданиями, ни бедами, ни волевым усилием – ничем человек не сможет получить, стяжать, заработать веру. Она не из этого мира. Поэтому когда ко мне приходит человек и говорит, что у него нет веры, я понимаю, что он обманывает самого себя – нет ни одного человека, у которого бы не было веры. Иначе бы человек не прожил бы и дня. Весь вопрос в доверии. Способен ли человек довериться, как сейчас говорят, «институту Церкви»? Часто путают эти два понятия – вера и доверие. И доверяться вере, которая у них есть, люди начинают через испытания, которые Господь им дает, через молитвенное общение со святыми, с Божией Матерью. Человек, который почувствовал это, никакими словами или жестами – никак, даже самому близкому человеку, не сможет объяснить, что с ним произошло. Вдруг в нем возникло доверие. Он доверился Божией Матери, Которую он не видел и, возможно, никогда не увидит кроме как на иконе. Он Ее почувствовал и доверился Ей. Современному человеку трудно довериться, он все время думает, что его обманут. Но доверие – это самый короткий путь к вере. И если человек пойдет по нему и попробует вкус христианства, ему больше не нужны будут никакие слова, доводы, доказательства и объяснения праздников – он наслаждается вкусом.
 

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.57 1 2 3 4 5