Маневры в тупике
Как сделать Саратов городом без пробок?
5 декабря 2013, 09:00
Зона деловой и общественной активности в Саратове заметно сдвинется на север. Деревья с улиц переместятся в парки и аллеи, но дороги шире не станут. Понадобится еще один мост через Волгу и какая-нибудь дополнительная транспортная артерия, дублирующая улицу Чернышевского. Саратовцам придется отказаться от привычки доезжать до места назначения на личном авто или общественном транспорте, часть пути придется преодолевать пешком… Вот такие прогнозы выдали корреспонденту "Взгляда-онлайн" эксперты ГУПП "Институт Саратовгражданпроект", опираясь на генеральный план развития областного центра.
Судьба основного городского перевозчика – МУПП "СГЭТ" – сегодня под большим вопросом. Каждый день мы все дольше стоим в пробках. Инициатива местных чиновников о расширении улиц и создании сети парковочных карманов за счет зеленых насаждений и тротуаров у жителей города понимания не находит. Архитекторы и перевозчики, чиновники и блогеры предлагают свои способы решения городских проблем. На этом фоне мы решили поинтересоваться, каким видят развитие транспортной инфраструктуры города специалисты. Поговорить с нами согласились заместитель директора института "Саратовгражданпроект" по архитектуре Виталий Желанов и начальник отдела дорожно-транспортных сооружений Ольга Реброва.
Центр – в линию
Одной из наиболее проблемных зон Саратова остаются въезд и выезд из города со стороны моста, через улицы Соколовую и Большую Горную. А между тем, по мысли разработчиков генплана, этим трассам предстоит стать стержнем развития новой деловой части областного центра: от Волги до железнодорожных путей. Новый экономический район должен значительно оттянуть на себя потоки людей и транспорта в границах исторического центра Саратова. Застройка этого микрорайона в общем-то уже идет полным ходом. За последние годы здесь появились новые торговые центры и гостиницы, жилые дома и офисы. Самым крупным проектом станет недавно анонсированное строительство торгово-развлекательного комплекса на месте рынка "Привоз", с парковой на 2,5 тысячи машино-мест.
Постепенное насыщение этой зоны жильем и офисами потребует дальнейшего развития дорожной сети. Пока оно сильно отстает. Наиболее критичная ситуация сложилась на участках дорог, ведущих из Ленинского района. Здесь уже сейчас люди вынуждены часами стоять в пробках. Путь из поселка Солнечный к Волге может занять более двух часов.
Архитекторы предлагают свое решение: "Должен появиться новый линейный центр, – считает Виталий Желанов. – Потоки автомобилей должны спокойно проезжать от моста по Соколовой и Большой Горной через весь город, через пути в районе вокзала, и с помощью эстакады выходить на улицу Тракторную". Первый шаг на этом пути – спрямление Большой Горной в районе улицы Октябрьской. Предстоит также развязать транспортный узел в районе Сенного рынка. Сделать это можно будет только посредством строительства многоуровневой развязки.
В заложниках у собственников
Самой сложной и дорогостоящей частью проекта "линейного центра" Саратова является возведение эстакад через железнодорожные пути. "Но делать это придется неизбежно. Другого способа развести транспортные потоки из четырех районов – Ленинского, Волжского, Кировского и Заводского и обеспечить связь с Энгельсом – нет", – соглашается с коллегой Ольга Реброва.
Но пока городская власть размышляет над тем, с какой стороны потянуть за ниточку клубок старых проблем, все время появляются новые. Например, несколько лет назад на месте предполагаемой трассы в районе делового центра "Навигатор" было возведено двухэтажное торговое здание. Хотя именно здесь по плану должна была проходить новая дорога и часть эстакады. Они могли бы снять большую часть проблем с пробками в районе Стрелки и проспекта 50-летия Октября. А заодно ликвидировать и заторы на Астраханской. Теперь реализация плана по строительству обводных дорог и эстакад ставится в зависимость от того, на какие договоренности согласятся нынешние собственники недвижимости.
"Мы убеждены, что к решению вопросов по возведению развязок рано или поздно городу придется прийти, – объясняет Желанов. – А косметическое расширение дорог на десяток сантиметров желаемого эффекта не даст и от пробок не избавит".
Солнечный 2.0 и Набережная 2.0
С каждым годом осложняется ситуация и на дорогах Заводского района. На месте бывшего авиазавода сегодня завершается возведение торгового центра "Оранжевый". Неподалеку от него развернутся жилая или промышленная застройка. Но еще больше жилой недвижимости со временем появится в глубине Заводского района – на месте аэропорта Южный. "По своим размерам этот микрорайон будет вполне сопоставим с Солнечным, – предполагает Виталий Желанов, – и именно отсюда удвоенная масса людей и транспорта ежедневно будет проезжать по уже и без того перегруженным дорогам".
По мнению архитекторов, решить проблему пробок в южной части города смог бы новый мост через Казачий остров, а также строительство дублера улицы Чернышевского. "Такой мост освободит центры обоих городов от транзитного транспорта, – предполагает Желанов. – Но это очень дорогой проект, потому что кроме моста нужно будет построить еще семь километров сопутствующей транспортной инфраструктуры".
Эксперты признают, что часть локальных задач по предотвращению транспортного коллапса в Заводском районе чиновники все же пытаются решить. "По территории бывшего САЗа должна пройти новая дорога до Томской. Раньше в Генплане ее не было", – обращает внимание Ольга Реброва. Но при этом она же замечает, что для борьбы с заторами делается крайне недостаточно – даже в тех случаях, когда для этого есть возможность: "Сейчас идет строительство новой Набережной. Было предложение расширить ее с устройством дополнительной дороги вдоль Волги". Дублер улицы Чернышевского мог бы иметь три полосы движения и ширину минимум в 10,5 метра. Этого хватило бы для полноценного и беспрепятственного сообщения Заводского района с центральной частью Саратова. "К сожалению, нынешний проект – полумера, потому что предусматривает лишь пешеходные зоны", – обращает внимание на проблему Реброва.
Насколько рентабельно вкладывать деньги таким образом – вопрос, конечно, к инициаторам и исполнителям проекта.
Грунтовые "козыри" Саратова
Но при том, что основные магистрали Саратова уже изрядно перегружены транспортом, в городе, оказывается, еще скрыто немало резервов. "Приведу пример, – рассуждает Желанов. – В Риме улицы узкие. Даже центральные магистрали имеют всего по две полосы в каждую сторону.
Но там нет таких пробок, как у нас. Проблема Саратова в том, что часть улиц вообще выброшена из транспортного каркаса. В центре до сих пор есть грунтовки – южнее СХИ, Соколовой горы, в районе Сенного".
По его мнению, строить в таком городе, как наш, больше четырех полос для проезда вообще нецелесообразно, лучше возвести еще одну дорогу рядом. Сегодня очень дорогая и необходимая городу земля используется крайне неэффективно. Например, дороги в частном секторе в лучшем случае служат для проезда или парковки немногочисленных автолюбителей, знающих об их существовании. Но если проложить через эту территорию более современные дороги, город сможет вздохнуть свободнее. "Пробили же пробку из Затона в Юбилейный поселок. А сколько было сложностей – даже горный отвод нужно было получать, там ведь до сих пор идет нефтедобыча, – напоминает Виталий Желанов. – А если решится вопрос с собственниками земли вокруг трассы и дорожное полотно доведут до ее проектной ширины в две полосы, то транспортная ситуация в Волжском районе станет заметно благоприятнее".
"Бродвей" – под землю
Есть предложения для развития транспортной инфраструктуры и в центральной части Саратова. В противовес инициативам некоторых блогеров, ратующих за создание линии метро от Мирного переулка под проспектом Кирова и до Набережной, эксперты обращают внимание на более реалистичные и окупаемые проекты. Например, несложно повысить пропускную способность улицы Чапаева, построив на ее пересечении с проспектом Кирова подземный переход с торговой галереей. Это могло бы стать естественным продолжением торгово-развлекательной зоны пешеходной улицы и одновременно ускорило бы проезд транспорта.
При этом новые площади под землей можно использовать как для торговли и офисов, так и для размещения парковок. Те же потенциальные возможности архитекторы видят и на площади у нового ТЮЗа, и перед железнодорожным вокзалом. При этом они уверены, что в силу ужесточения требований к нарушителям ПДД, бросающим свои машины где попало, спрос на подземные площади для хранения личных авто заметно возрастет. "В центре вообще могут остаться только подземные платные стоянки, – отмечает Желанов. – И пусть цена машино-места никого не смущает. Если человек хочет жить и работать в центре города, и при этом иметь место под личный транспорт, то он должен взвесить свои возможности".
Но, даже прогнозируя ликвидацию парковок вдоль обочин центральных улиц и их замену на платные подземные паркинги, эксперты не приветствуют жестких административных мер для автолюбителей. Например, широко обсуждаемый запрет на въезд личных авто на некоторые улицы или в микрорайоны. "Одними эвакуаторами проблему пробок на дорогах действительно не решишь", – отмечает Желанов.
"Владельцев автомобилей нужно стимулировать не заезжать в центр. Например, поставил машину у перехватывающей парковки – получил льготный проездной билет на общественный транспорт", – поддерживает коллегу Ольга Реброва. Хотя сами архитекторы не питают особых иллюзий по поводу сознательности саратовских автолюбителей, но считают, что и российских граждан можно переучивать: "Мы не привыкли оставлять автомобиль на специальной, иногда и платной парковке. Тем более, если она расположена в нескольких кварталах от нужного нам места. Мы непременно хотим бросать машину у подъезда, у входа в офис. Но нигде в мире такого уже давно нет, – говорит Реброва. – В перспективе всем нам придется приезжать на перехватывающую парковку, а уже дальше выбирать: использовать общественный транспорт, такси или просто пройтись пешком".
Трамваи без места
Альтернативным решением транспортной проблемы Саратова и сами перевозчики, и многие специалисты считают форсированное развитие электротранспорта – в частности, систем скоростных трамваев или легкого метро. Сторонники этой идеи указывают на трамвайный маршрут №3, который изначально задумывался как скоростной и имеет почти на всем пути выделенную линию. Но наши эксперты не считают этот проект бесспорным. "Да, действительно, трамвай экономически выгодный и экологически чистый вид транспорта, но реалии таковы, что в центре города для него просто не осталось места", – с сожалением констатирует Ольга Реброва. "Если хотя бы в одном месте сохранится пересечение автомобильных и трамвайных путей, то смысл в запуске скоростной линии наподобие легкого метро пропадает", – соглашается Виталий Желанов. Дело в том, что если трамвай едет не по выделенной линии, а в общем потоке, то скорость всех участников движения заметно падает.
Кроме того, чтобы запустить скоростную линию трамвая на третьем маршруте, необходимо сделать с полдюжины эстакад и отдельное разворотное кольцо – например, в районе Детского парка. Это потребует только первоначальных затрат в миллиарды рублей.
В Генеральном плане Саратова (об этом уже не многие помнят) было предусмотрено, что на место трамваев на той же Радищева должны появиться более маневренные троллейбусы. "Рогатый транспорт" практически из центра города мог бы ходить в Юбилейный и Новый поселки. А то и до супермаркета "Лента" в Зоналке.
К сожалению, пока городская власть преуспела лишь на ниве сокращения маршрутной сети СГЭТ, и удастся ли нам когда-нибудь совершить обратный маневр – большой вопрос.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте