Захват под прикрытием?

Как деньги и связи помогают хоронить первое в истории Саратовской области дело о преднамеренном банкротстве?

Анна КИРИЛЛЕВИЧ

17450

3 ноября 2016, 09:00

Эта энгельсско-саратовская история, которая разворачивается сейчас в тишине, вдали от прессы и скандалов, могла бы запросто стать сюжетом для какого-нибудь затрапезного сериала "про ментов", или в нашем случае – про полицейских следователей. Сюжет сериала будет сводиться к тому, как плохие предприниматели "уговорили" плохих следователей, чтобы те свели на нет усилия хороших следователей, пытавшихся довести до суда весьма перспективное и можно даже сказать прецедентное дело о преднамеренном банкротстве предприятия с уводом долгов и имущества более чем на 50 миллионов рублей. Сериал не будет скучным, поскольку в процессе герои в погонах вытворяли много "интересных" вещей - они санкционировали обыски, врывались на чужую территорию и позволяли "плохому" предпринимателю вернуть себе арестованное имущество, прихватив еще и чужое.

 

Долги и директор с Алтынки

Все началось задолго до февраля прошлого года, когда решением Арбитражного суда Саратовской области базирующийся в Энгельсе ОАО Концерн "Артромед", занимающийся разнопрофильным бизнесом, был признан банкротом. Направления деятельности фирмы были многообразны, это и строительство, и проектирование, и забивка свай (так называемый нулевой фундамент).

В феврале 2014 г. господин Гаврилов переоформляет акции "Артромеда" на гражданина Красноперова Василия Алексеевича, который именно в этот период находился на стационарном лечении в  клинике Святой Софии. Как выяснилось, Сергей Гаврилов лично никогда не видел Красноперова  и знаком с ним не был. Тем не менее, 1 апреля 2014 года Красноперов, находясь на лечении в психиатрической больнице, "вступает" в должность директора ОАО Концерн "Артромед" и по акту "принимает" от Гаврилова некие бумаги и материальные ценности. Интересно, знал ли главврач больницы Александр Паращенко, что у него такие экономически продвинутые пациенты? И что, лежа в "психушке", можно управлять целым коммерческим предприятием?

На строительстве и проектировании заработать особо не удалось, фирма обросла долгами, которые надо было как-то отдавать, а вот "свайный" бизнес оказался доходным.

Но отдавать долги хочется далеко не всегда и далеко не всем. Возможно, генеральному директору "Артромеда" Сергею Гаврилову этого не хотелось, иначе как объяснить всю странную цепочку событий, которая развернулась впоследствии, по всем признакам очень напоминая собой преднамеренное банкротство?

Вот факты, которые удалось раскопать следствию.

В феврале 2014 г. господин Гаврилов переоформляет акции "Артромеда" на гражданина Красноперова Василия Алексеевича, который именно в этот период находился на стационарном лечении в  клинике Святой Софии. Как выяснилось, Сергей Гаврилов лично никогда не видел Красноперова  и знаком с ним не был. Тем не менее, 1 апреля 2014 года Красноперов, находясь на лечении в психиатрической больнице, "вступает" в должность директора ОАО Концерн "Артромед" и по акту "принимает" от Гаврилова некие бумаги и материальные ценности. Интересно, знал ли главврач больницы Александр Паращенко, что у него такие экономически продвинутые пациенты? И что, лежа в "психушке", можно управлять целым коммерческим предприятием?

В том же 2014 году Гаврилов, по одной из версий, вывел из организации все наиболее ликвидные и дорогостоящие материальные активы, касающиеся доходного "свайного" бизнеса. В том числе, задним числом, договором от 2011г., оформил принадлежащий "Артромеду" земельный участок на своего одноклассника Яскевича.

Переход права собственности был зарегистрирован в 2014 году, вплоть до этого времени земельный участок активно использовался, на нем велась активная застройка, что говорило о том, что дела у фирмы на тот момент шли очень неплохо. В тот период были заключены многочисленные договоры подряда, активно закупались стройматериалы, заказывались проектные экспертизы.  

В 2012 году "Артромед" как застройщик получил в энгельсской администрации разрешение на строительство и далее продлевал его каждый год вплоть до 2014 года, когда Гавриловым и Яскевичем было принято решение о переуступке земельного участка якобы за долги.

 

Мертвые души и прочие "художества"

Когда в феврале 2015 года "Артромед" был признан банкротом, в его отношении было введено конкурсное производство. Конкурсным управляющим фирмы был назначен москвич, член НП "Первая СРО" Антон Воронцов. Был сформирован реестр кредиторов, но и тут бывший владелец "Артромеда" предпринял определенные действия. За один день до закрытия реестра в Арбитражный суд области адвокатами Гаврилова был подан целый ряд исков с требованиями включить в реестр требований несколько несуществующих кредиторов. Судом эти иски были отклонены. Было установлено, что все они основаны на подложных хозяйственных документах, "подписанных" умершим к тому сроку директором Красноперовым. Антон Воронцов полагает, что бизнесмен Гаврилов действовал по принципу "с мертвецов взятки гладки"…

По словам господина Воронцова, Сергей Гаврилов всячески препятствовал его деятельности на посту конкурсного управляющего, уклонялся от передачи документов, не выходил на контакт и никак не хотел являться в суд. Он всячески скрывает имущество организации (судя по балансу организации – на сумму не менее 300 млн. руб.). Также Гавриловым предпринимались попытки сместить конкурсного управляющего через аффилированную организацию "МежРегионМетизПодряд".

Обнаружив во всем этом безобразии признаки преступления, предусмотренные ст. 195, ст. 196 УК РФ, в ноябре 2015 года господин Воронцов подает в главное следственное управление областной полиции заявление о возбуждении уголовного дела по факту преднамеренного банкротства Концерна. Спустя месяц старшим оперуполномоченным УЭБ и ПК полиции Соклаковым выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Забавно, что основанием для отказа, как следует из его текста, послужил опрос самого Сергея Гаврилова. Выходит, господин Гаврилов убедил полицейского, что ни в чем не виноват, и тот ему поверил на слово. Иных действий сотрудником полиции не производилось.

Получив от ворот поворот, конкурсный управляющий был вынужден самостоятельно заняться расследованием. Им были направлены запросы в государственные органы, регистрирующие имущество и недвижимость, в результате чего было выявлено и документально подтверждено, что основные производственные активы "Артромеда", включая дорогостоящую строительную технику, были выведены практически одномоментно, путем различных схем, преимущественно вексельных, и переданы в новую фирму ООО "Ревворк", зарегистрированную на зятя Сергея Гаврилова. В этот же период в ту же фирму был переведен практически весь штат специалистов и переданы на субподряд все хозяйственные договоры концерна.

Поскольку в ГСУ энтузиазма по поводу столь очевидных фактов следователи не проявили, Воронцов обращается с заявлением в УВД по г. Энгельсу. После тщательной проверки и проведения финансовой экспертизы следователь УВД по г. Энгельсу и Энгельсскому муниципальному району Ананьева в апреле этого года возбуждает уголовное дело в отношении Сергея Гаврилова. Для директора "Артромеда" наступает час Х.

 

Куда ушел энтузиазм?

Мы в рамках нашего журналистского расследования не можем судить, было ли банкротство "Артромеда" намеренным, но конкурсный управляющий Антон Воронцов в этом уверен. Уверена в этом до поры до времени была и следователь Ананьева, которая почти довела дело до суда – настолько оно было "стопроцентным". Ее усилиями были оперативно проведены необходимые следственные мероприятия, установлено местонахождение практически всего имущества должника и приняты обеспечительные меры.  Дорогостоящая техника была арестована и на основании протокола передана на ответственное хранение конкурсному управляющему Воронцову. Тот в свою очередь передает ее на хранение в ООО "Базис", возглавляемое бывшей сотрудницей Гаврилова Инной Фенько. У нее же находился и весь электронный архив фирмы-банкрота и ООО "Ревворк". Фенько стала одним из ключевых свидетелей по уголовному делу в отношении бывшего босса. Она долгое время работала с ним, была свидетелем нарабатывания его фирмой долгов, знала о его решении банкротить предприятие и им же была переведена в "Ревворк".

"Какое-то время я проработала у него в "Ревворке" в должности исполнительного директора, Сергей на протяжении полутора лет обещал, что проблему долгов "Артромеда" он решит. Но время шло, и  никаких попыток к погашению долгов предпринято не было, более того, в арбитражном суде области появилось дело о банкротстве. Стало  понятно, что Сергей меня обманул, и я дальше не захотела в этом участвовать. Плюс надо было еще оформить ряд фиктивных договоров, чтобы обосновать перевод денег сторонним организациям. Я этого тоже делать не захотела, и мы расстались", - рассказала Инна Фенько в видеообращении,  опубликованном на сайте нашей редакции (можно посмотреть ниже).   

Как рассказывает Антон Воронцов, вплоть до лета этого года расследование шло энергично, но вдруг следователь Ананьева неожиданно стала уклоняться от встреч и телефонных разговоров, прекратила вызов и опрос свидетелей и как будто полностью потеряла интерес к уголовному делу. А через какое-то время сообщила, что больше она этим делом не занимается, так как 22 сентября 2016 года по устному запросу оно было передано в главное следственное управление МВД по Саратовской области.

"Я прилетел в Саратов 6 октября и в тот же день был вызван по телефону на допрос старшим оперуполномоченным полиции Дмитрием Ивановым, - рассказывает  Антон Воронцов. – Допрос был странным. Ни одного вопроса по существу уголовного дела мне задано не было.  Суть допроса сводилась к попытке компрометации действий и личности следователя Ананьевой, показаний и личности основных свидетелей по делу, а также правомерности наложения ареста на спецтехнику, которая в настоящее время составляет основную конкурсную массу для расчета с кредиторами.

На следующий день, 7 октября, я был вызван на допрос к новому следователю, майору юстиции Гурьевой, которой передали уголовное дело. Ситуация полностью повторилась. Следователь Гурьева сообщила, что дело передано в ГСУ ГУ МВД РФ по Саратовской области по "приказу сверху". Проведенный ею опрос вообще не касался материалов дела о преднамеренном банкротстве ОАО Концерн "Артромед", выводе денежных средств и "увода" имущества должника. Все вопросы сводились к выяснению обстоятельств ареста имущества "Ревворк".

Далее следователь Гурьева сообщила мне, что имущество необходимо срочно передать обратно в "Ревворк" на ответственное хранение. Я пояснил, что указанная передача имущества приведет к тому, что машины в ООО "Ревворк" тут же начнут эксплуатироваться, изнашиваться и есть вероятность их сокрытия (как это произошло с частью наиболее ликвидных и дорогостоящих легковых автомобилей) и дальнейшей перепродажи, что приведет к невозможности удовлетворения требований кредиторов. Однако следователь Гурьева на это мне ничего не ответила, а только пожала плечами и показала пальцем наверх…"

 

Операция "обыск"

Примерно в это же время сотрудники правоохранительных органов начали активно "работать" с ключевыми свидетелями по делу  - бывшими сотрудниками ОАО "Концерн "Артромед" и в частности Инну Фенько.  

Сотрудниками Фрунзенского следственного отдела Саратова у нее был изъят электронный архив документов "Артромед", печати и база данных 1С, которые должны были выступить доказательствами по делу.  Несмотря на то, что срок ареста еще не истек, была изъята находящаяся на ответственном хранении техника "Ревворка", которую с таким трудом удалось отыскать энгельсским следователям, и возвращена обратно должнику.

"Согласно постановлению Энгельсского районного суда, срок наложения ареста на имущество ООО "Ревворк" был установлен по 27 октября 2016г. Но, как я узнал далее, у ООО "Ревворк" все "горело": были заключены договоры подряда и им срочно нужна была техника, - комментирует  Воронцов - На мой взгляд, следователь Гурьева очень прониклась интересами коммерческой структуры и 12 октября 2016г. в сопровождении двух сотрудников УЭБ и ПК полиции ГУ МВД России по Саратовской области (Шарова и Штырина), а также двух десятков сотрудников ООО "Ревворк", не предупредив ни меня, ни представителей хранителя, лично явилась на место хранения спецтехники"

Пикантности ситуации добавляет тот факт, что база фирмы Инны Фенько находится не в Энгельсе и не в Саратове, а в Москве, в Раменском районе. И следователь Гурьева отправилась туда, не щадя своего времени и служебных командировочных. Чем же объясняется столь стремительная командировка? Неужели интересами уголовного дела о преднамеренном банкротстве?

"Они взломали въездные ворота, проникли на охраняемую территорию, арендуемую ООО "Базис", что зафиксировано камерами видеонаблюдения и немедленно начали грузить имущество, находящееся на территории базы, в грузовые автомобили. В течение двух часов уполномоченные представители хранителя, в том числе директор ООО "Базис" Инна Фенько, прибыли на место. Но к этому времени, как выразилась Гурьева, протокол о передаче спецтехники в ООО "Ревворк" ею уже был составлен и "закрыт". Ознакомиться с ним было нельзя, копию получить нельзя, опись вывозимого имущества по причине "закрытия" протокола она составлять отказалась и сказала, что приехавшие люди заберут с базы все, на что укажут "специалисты" ООО "Ревворк", как на свое имущество…", - описывает абсурдную ситуацию конкурсный управляющий.  

После такого силового, как оценивают его очевидцы, захвата три дня люди из "Ревворка" вывозили арестованную технику, ответственность за которую нес конкурсный управляющий. Причем сама Гурьева, "закрыв" протокол, на территории базы, как свидетельствует видеозапись с камер наблюдения, эти 3 дня отсутствовала и не фиксировала, какое именно имущество вывозится ее подопечными.

Стоит ли говорить, что после этого "Ревворк" не поставило машины на хранение, а сразу же начало их использовать на территории строительных площадок.

Но на этом шоу не закончилось.

Подчиненные г-на Гаврилова вспомнили про электрические кабели и некоторые другие запчасти, необходимые для запуска в работу вывезенных машин. И решили далеко за ними не ходить, а вернуться и забрать их у "Базиса". И опять не пожалела сил  следователь Гурьева.   Вечером, 14 октября, то есть буквально через два дня после случившегося, она снова приехала в Раменское и выписала постановление на выемку контейнеров с запчастями, расположенных на территории ООО "Базис". Как только у следователя голова не закружилась от таких стремительных виражей?

Контейнеры, принадлежащие ООО "Базис" на праве собственности, в отсутствие законного представителя были немедленно вскрыты сотрудником "Ревворк", все необходимые кабели и другое имущество, принадлежащее ООО "Базис", были изъяты.

Как следует из видеозаписи (имеется в распоряжении редакции) все это тут же погрузили в грузовой автомобиль и вывезли в неизвестном направлении.

 

Угнала… Ну и что же тут криминального?

"На пальцах" эта ситуация выглядит так – представьте, что человек угнал автомобиль. Его ищет полиция, заведено уголовное дело. Но тут появляются "добрые следователи" и "передают на хранение" угонщику им угнанный и арестованный судом автомобиль. А когда к нему потребовались запчасти - взяли у другого автомобилиста, прикрывшись обыском,
который произошел с нарушением всех норм ст.182 УПК РФ",
- комментирует ситуацию Инна Фенько.

Ей до сих пор не понятно, чем был мотивирован "обыск" в ее фирме, который она сравнивает с узаконенным  рейдерским захватом.

Конкурсный управляющий Антон Воронцов и вовсе уверен, что такие действия квалифицируются УК РФ как грабеж со взломом, совершенный организованной группой лиц. По его мнению, следователем Гурьевой был произведен ряд противозаконных действий, направленных на ликвидацию конкурсной массы должника и не произведено ни одного процессуального действия, способствующего раскрытию дела о преднамеренном банкротстве.

"Все вышеизложенные факты зафиксированы на видео- и аудиозаписях (отрывки видеозаписи обыска смотрите ниже – Авт.) и явно указывают на личную заинтересованность (коррумпированность) следователя. Так же очевидно, что следователь действует в интересах Гаврилова и аффилированной ему организации ООО "Ревворк" и, по моему мнению, целенаправленно ведет уголовное дело к развалу", - резюмирует Воронцов.

По итогам произошедшего господин Воронцов пишет жалобу директору ФСБ России Александру Бортникову, в которой указывает на "неоднократные и демонстративные нарушения закона со стороны следователя, а также факты давления со стороны отдельных сотрудников правоохранительных органов" на него и ключевых свидетелей.

В письме содержатся слова о том, что подобные действия "не могут производиться следователем в "одиночку"". 

"Считаю, что в Саратовской области при ГСУ ГУ МВД РФ на самом высоком уровне присутствуют признаки коррупции", - заключает свою жалобу г-н Воронцов и просит руководителя ведомства провести проверку по фактам, изложенным в его заявлении.  

***

По большому счету, попытки обанкротить предприятие и уйти от необходимости платить по счетам, используя различные схемы, в России предпринимаются постоянно. Ответственность - минимальная. Разбираться в том, является ли банкротство преднамеренным или все случилось само собой, в России, как правило, никто не берется – уголовных дел по такому ряду экономических преступлений в нашей стране единицы, и понятно почему. Преднамеренность трудно доказывать, к тому же экономические преступления всегда связаны с уводом крупных сумм. Таких сумм, которые позволяют любое преступление "положить на полку", несмотря на очевидные доказательства.

Но в Саратовской области, которая по сложившейся традиции часто выступает "пионером" в различного рода казусах, пошли дальше – выражаясь словами ключевого свидетеля, на мой взгляд, вернули угонщику угнанный и арестованный автомобиль, да еще и украли для него немного бензина.

Не получается ли так, что своими странными (а как еще охарактеризовать произошедшее?) действиями следователи ГСУ подставляют и компрометируют свое непосредственное руководство - Андрея Бойко и начальника ГУ МВД Сергея Аренина?

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.27 1 2 3 4 5