Господь гневается на нас?

943 2

5 ноября, 16:30

Мне становится очень не по себе, когда я слышу, как кто-то из верующих людей, а тем паче священнослужителей говорит, когда случаются какие-то природные катаклизмы (что происходит сейчас то и дело):

- Это Господь гневается на нас!

Я совершенно уверен: на нас есть, за что гневаться. Более чем. Но вместе с тем… Вместе с тем я хорошо помню слова преподобного Антония Великого: «Бог благ, бесстрастен и неизменен», и сам я убежден в том, что Бог, Который Сам Любовь, не гневается и не карает, что Создатель не разрушает, что Источник жизни не умерщвляет.

Что слова Священного Писания о гневе Божием, о ярости Божией – лишь выражения той реальности, с которой мы сталкиваемся, но отнюдь не подлинное свидетельство о Самом Господе. Ведь слова эти – человеческие, посредством которых мы как бы приписываем Богу то, что свойственно нам самим. Так же, как говорит Писание о руке Божией или очах Божиих. На буквальном понимании этих моментов священных текстов и основывалась существовавшая когда-то ересь антропоморфизма, то есть наделения Бога человеческими чертами и качествами.

Я лично убежден, что всякий, кто всерьез полагает, будто уже упомянутые «ярость» и «гнев» Божии суть описание Божественных состояний, сильно рискует в эту же ересь впасть.

Но это не единственная причина, почему мне очень бы хотелось, чтобы никто от лица Церкви не говорил в те или иные трагические для людей моменты: «Это Господь сердится на нас и нас наказывает» (или, что еще хуже – «на вас» и «вас»).

Эти слова постоянно становятся поводом для тех, кто верит не глубоко и не крепко или даже вовсе толком не верит, обвинять Бога в «жестокосердии» и «бесчеловечности». Эти обвинения, как ничто другое, мешают произносящим их Бога принимать, Бога любить, с Богом жить. Становятся серьезнейшим преткновением на их пути к спасению.

И мне кажется, что гораздо правильнее говорить о другом: о том, что не Бог карает нас, а наши собственные грехи разрушают мир, в котором мы живем, самую жизнь нашу. Грехи, разумеется, не всегда наши – личные, а, скажем так, огромная совокупность грехов, сумма грехов, творимых человечеством.

Мы видим, как изменился прекрасный, Богом созданный и порученный человеку мир после грехопадения. Как в него вошла смерть. И помним, что Бог не обещал человеку умертвить его за вкушение плода с древа познания добра и зла. Но предупредил его: «смертью умрешь», как о естественном следствии греха.

Это заставляет задумываться о той связи, которая совершенно точно изначально наличествует между нашей жизнью и видимым миром, землей и шире – вселенной. Она не мистическая, не фантазийная, она – совершенно реальная. Просто какие-то аспекты ее очень наглядны, такие, например, как загрязнение окружающей среды, а какие-то более сокровенны, но так же подлинны и в конечном итоге ощутимы.

Подобные размышления и дают возможность удерживаться от неосторожных слов и не давать самим себе или кому-то еще поводов для «обиды» на Бога. А видеть, ощущать вместо этого свою собственную меру ответственности за нашу общую жизнь. И хотя бы отчасти реализовывать ее…

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 5 1 2 3 4 5