Сергей Курихин: "Сергей Филипенко может за свой счет восстановить Дом художника"

19111

5 марта, 07:50

В Саратове окончательно и за отсутствием события преступления прекращено уголовное дело, связанное с обстоятельствами приватизации в 2008 году Дома художника. В региональном ГСУ ГУ МВД с санкции Следственного департамента Министерства внутренних дел РФ пришли к выводу, что сделки о приобретении компанией "Сарград" здания и участка под ним совершены в строгом соответствии с действующим законодательством, добросовестно, прозрачно и открыто. Такие сведения содержатся в постановлении о прекращении дела, с которым ознакомилась редакция ИА "Взгляд-инфо". Как следует из документа, муниципалитет получил от "Сарграда" в натуральном выражении и в виде объектов недвижимости 87 миллионов рублей (в ценах 2008-2009 годов). Активы и денежные средства пополнили городскую казну, однако усилиями чиновников, регионального надзора и ТУ Росимущества Дом художника превратился в руины и стал немым укором экспроприаторам, а процветающий саратовский бизнес-бренд был уничтожен. Кто, зачем и какими методами это сделал, какой ущерб нанесен бюджету – в обзорном материале нашей редакции.

Инициатором уголовного дела о мнимом мошенничестве выступил прокурор Саратовской области Сергей Филипенко, который, судя по публикациям СМИ, уже пять лет одержим желанием расправиться с предпринимателем и основателем "Сарграда" Сергеем Курихиным.

Следствие продолжалось два с половиной года и сопровождалось в сентябре 2021-го обысками, выемками, изъятиями всей компьютерной техники, уставных, рабочих и финансовых документов "Сарграда".

А также денежных средств, принадлежащих гражданской жене Курихина и никак не связанных с Домом художника.

Они заработаны легально, с них уплачены налоги, а вся информация была отражена в декларациях.

Зачем-то изымались и планшеты у детей, а у жен сотрудников "Сарграда" - мобильные телефоны.

Та сентябрьская акция привела к парализации, а затем и к прекращению деятельности "Сарграда", известного в Саратове реализацией знаковых архитектурных проектов (ценность признана на международном уровне), культурно-просветительских и благотворительных начинаний.

Действия, инициированные Филипенко, не только уничтожили успешно развивающийся бизнес и трудовой коллектив, но и нанесли ущерб городу – пять новых проектов компании, которые украсили бы Саратов, так и остались на бумаге.

А сам Дом художника, который вот уже почти два года как отчужден у бизнеса, сейчас даже не законсервирован.

По сути, брошен и никому не нужен, хотя "Сарград", будучи добросовестным приобретателем, предлагал сразу четыре варианта реставрации этого ценного для города объекта.

Все они были отвергнуты администрацией Саратова.

Как уже знают наши читатели, кроме возбуждения сомнительного уголовного дела, прокуроры вынудили ТУ Росимущества (руководит Екатерина Мережникова) подать иск об экспроприации здания.

И в процессе судебных разбирательств наличие этого дела служило способом убедить судей в необходимости удовлетворения исковых требований.

Отметим, что эта порочная практика обкатывалась и в других кейсах – например, со зданием "Сарграда" на улице Октябрьская. Особенно в этом преуспела Ольга Аристова, замруководителя арбитражного отдела областной прокуратуры, одна из ближайших соратниц Филипенко.

Сейчас все изъятое в сентябре 2021 года в полном объеме возвращено семье Курихина и "Сарграду", хотя подчиненные Филипенко предприняли титанические усилия для того, чтобы этого не произошло. С процессуальной точки зрения, странные постановления лично подписывал первый заместитель прокурора области Иосиф Минеев. Тем самым будто подтверждая: события сентября 2021 года – это просто ограбление Сергея Курихина и его родных. Поэтому вряд ли вы удивитесь, если узнаете, что денежные средства, принадлежащие гражданской жене Курихина и изъятые два с половиной года назад как якобы вещественные доказательства, каким-то удивительным образом оказались на… счете. Тем самым они сразу же были обезличены, т.е. не могли быть вещдоками в принципе. Другими словами, следователи сразу понимали: указанные деньги не имеют никакого отношения к сделкам о Доме художника, иначе разместили бы наличность в комнате вещественных доказательств.

Не станет откровением и то, что экспертизы изъятой техники были завершены еще в ноябре 2021-го (!).

Однако это обстоятельство не мешало ГСУ ГУ МВД, за которым надзирает региональная прокуратура, удерживать деньги, компьютеры "Сарграда", гаджеты детей вплоть до конца февраля 2024-го.

И особую роль в коммуникациях между "офисом" Филипенко (конкретно – Дмитрием Журавлевым; до скандального перевода в Энгельс возглавлял отдел облпрокуратуры по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции) и ГСУ играла начальник 1-го отдела следственной части Юлия Забирова.

При этом Следственный департамент МВД РФ, в производстве которого некоторое время находилось уголовное дело, впоследствии (а первый раз еще в конце 2021 года !) неоднократно указывал своим саратовским коллегам на бессодержательность расследования. И даже предупреждал о дисциплинарной ответственности.

Проще говоря, следствие в Саратове намеренно затягивалось. И цель, как полагает "Взгляд", очевидна: как можно дольше блокировать деятельность "Сарграда" и нанести максимальный имущественный и материальный ущерб семье Курихина.

Сергей Курихин, комментируя прекращение дела и печальную судьбу Дома художника, отмечает следующее:

"Действия Сергея Филипенко заслуживают правовой оценки на предмет злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и воспрепятствования законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ). На это я ранее указывал в своем официальном заявлении о преступлении, которое в нарушение моих конституционных прав так и не было зарегистрировано и рассмотрено. Материальный ущерб, нанесенный бюджету акцией по изъятию Дома художника, оценивается порядка в 300 миллионов рублей – таковы расчеты инвесторов. Сама эта история достойна быть вписанной в учебники по юриспруденции – как наглядное пособие уничтожения процветающей компании и перспективных инвестпроектов в угоду мести, капризам и амбициям человека, взявшего на себя право действовать от имени государства. Как в "Кавказской пленнице", путая свое и государственное. И в учебники по психологии – как пример нанесения психологических травм детям (обыски в рамках дела Дома художника проводились и в доме Курихина, в присутствии его малолетних дочерей – ред.). Учитывая все это, было бы справедливым, если восстановлением Дома художника для Саратова занялся бы сам Сергей Филипенко. За свой счет. Финансовые возможности у него есть".

Хронология. В поисках утраченного времени

1) В феврале 1989 года на основании решения Саратовского областного исполнительного комитета Совета народных депутатов здание признали объектом культурного наследия "Доходный дом А.П. Медведева", 1900-1901 гг.".

2) В июне 1990 года Саратовский горисполком принимает решение предоставить здание под размещение художественно-производственных мастерских. Поэтому часть жильцов отселили, а другую - оставили проживать в доме.

3) В соответствии с решением Малого Совета Саратовского городского Совета народных депутатов от 28 мая 1993 года №301, здание включили в перечень объектов муниципального имущества, и на него было зарегистрировано право муниципальной собственности.

В том же году это решение отправили на проверку в областную прокуратуру и региональный комитет по управлению имуществом.

По ее итогам никаких нарушений найдено не было, и здание перешло в собственность муниципалитета.

В этом статусе оно находилось до 2008 года. К этому времени дом обветшал и стал аварийным (официально признан). Здание даже отключили от всех коммуникаций, чтобы избежать катастрофических последствий обрушения.

4) Решением Саратовской гордумы в декабре 2006 года объект включили в прогнозный план приватизации на 2007 год, на основании чего в 2007-2008 годах были организованы и проведены торги по продаже помещений, занимаемых художественными мастерскими.

5) Аукцион состоялся в феврале 2008 года; и по результатам большая часть помещений здания площадью 1526 кв. метров была продана ООО "Эльма" за 18 млн 270 тыс. рублей.

Уже на тот момент здание было изношено на 75 процентов и находилось в ужасном состоянии.

Кроме того, на всех этапах за процедурой реализации имущества города внимательно надзирала прокуратура и не выразила никаких нареканий.

Заключенный по результатам аукциона договор купли-продажи, помимо выплаты 18 млн 270 тыс. рублей, предусматривал и обязанность покупателя передать (в срок до начала июня 2008 года) в муниципальную собственность нежилые помещения площадью не менее 1000 кв. метров.

Там предусматривалось размещение художественной школы и художественных мастерских.

6) В мае 2008 года ООО "Эльма" продало приобретенный объект ЗАО "Сарград" с обременением в виде обязательства предоставить городу в собственность оговоренные договором помещения, что и было сделано.

Новый владелец предоставил мэрии помещения площадью более тысячи квадратных метров на четвертом этаже здания Губернского рынка на улице Астраханской, 87.

Инвестор приобрел их за 65 миллионов рублей. Многим художникам пришлись по вкусу свободная планировка, три независимых входа, наличие грузового лифта и огромные окна.

Справить новоселье художникам было не суждено - в здании Губернского рынка мэрия разместила детско-юношескую спортивную школу.

7) Через два года после продажи объекта, в апреле 2010 года, МУП "Саратовское городское капитальное строительство" также продало "Сарграду" помещения в Доме художника площадью 507 кв. метров за 4 млн 525 тысяч рублей.

И выяснилось, хотя МУП это скрыло (!), что в этих помещениях были прописаны несколько семей, которых также переселила компания-инвестор, фактически взяв на себя обязательства муниципалитета.

Таким образом, весь объект обошелся инвесторам в более чем 87 миллионов рублей (в ценах 2008-2009 годов).

8) С 2011 по 2020 годы "Сарград" неоднократно предлагал различные варианты по восстановлению Дома художника и приспособлению его для современных нужд. Но четыре проекта, предусматривающие вписывание здания в другой объект в 16, 10, 8 или 4 этажа и предложенные мэрии, так и остались на бумаге. Вместо согласования и помощи по реализации инвестпроекта, который в идеале должен был не только спасти памятник культуры, но и стать украшением центральной улицы города, администрация Саратова полностью блокировала частную инициативу. Что двигало чиновниками, можно легко догадаться, если учесть, что наряду с отказом в согласовании проектов "Сарград" получал предложения в виде намеков о необходимости понести "представительские" расходы.

9) Во второй половине 2021 года прокурор Саратовской области Сергей Филипенко открыл новый фронт в масштабной кампании против своего оппонента, основателя "Сарграда" Сергея Курихина, являвшегося на тот момент депутатом облдумы.

В рамках развязанной кампании давления было инициировано возбуждение уголовных дел о якобы незаконном отчуждении объекта культурного наследия из федеральной собственности.

Подчеркнем еще раз: за этим последовали акции устрашения с выемками и обысками, парализовавшие деятельность сразу нескольких юридических лиц и, соответственно, крупных трудовых коллективов.

Почти сразу расследование уголовного дела по факту отчуждения Дома художников в конце 2021 года передали в Следственный департамент МВД России.

Именно уже следователи центрального аппарата министерства на совещаниях с профильным управлением Генеральной прокуратуры пришли к единогласному выводу о том, что никакого события преступления в действиях предпринимателей нет.

Ведь сначала совет народных депутатов включил данный объект в муниципальную казну, а еще по прошествии 10 лет чиновники администрации приняли решение продать его в частную собственность..

Судя по всему, именно поэтому в действиях "Сарграда" пытались усмотреть некий умысел на незаконное отчуждение объекта, который якобы созрел еще в далеком 1993 году, когда здание было только переведено в муниципальную собственность.

Для сведения: "Сарграда" в тот момент не существовало, а основателю компании Сергею Курихину был тогда 21 год.

Не нашло следствие и чиновников, якобы причастных к уводу Дома художника из муниципальной собственности.

Если в случае "Сарграда" дело прекращено за отсутствием события преступления, то применительно к мэрии – за истечением срока давности. Виновных (а были ли они?) чиновников так и не удалось установить.

Ссылка по теме:

"Контрфедерал Филипенко". Саратовцы хотят вернуться в РФ и мечтают о ростовском сценарии

Редакция ИА "Взгляд-инфо"

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.3 1 2 3 4 5

Главные новости