Марш ликвидаторов
В Саратовской области система видеофиксации нарушений ПДД оказалась под угрозой уничтожения
9 января 2014, 09:00
За 2013 год около 40 процентов собранных с автовладельцев штрафов составили поступления от работы системы автоматической фиксации нарушений – проще говоря, от камер, установленных на дорогах. По заявлениям сотрудников полиции, в местах размещения регистраторов отмечено резкое снижение числа аварий с тяжкими последствиями и смертельным исходом. Кроме того, камеры могут быть использованы для построения современной системы городской логистики – борьбы с пробками. Но нововведение, на которое были получены федеральные средства, пока лишено перспектив, потому что правительство области с нового года намеревается сократить расходы на ее обслуживание… в пять раз.
25 декабря 2013 прошло заседание комиссии Правительства РФ по профилактике правонарушений в области дорожного движения субъектов Российской Федерации, под председательством министра внутренних дел, генерал-полковника полиции Владимира Колокольцева. Мероприятие проходило в формате видеоконференции. Помимо руководителей структур МВД РФ в работе участвовали представители региональных властей и депутаты Государственной думы.
Одной из основных тем обсуждения был вопрос о внедрении систем видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения. С положительным опытом работы выступили представители Республики Татарстан и Воронежской области. Саратовскую область отметили с отрицательной стороны. А все дело в том, что в нашем регионе чиновники до сих пор не выполнили решение Правительства РФ о постановке на баланс приборов фотовидеофиксации и выделении средств на их эксплуатацию.
Бюджетная расточительность
"В 2013 году, благодаря системе фотовидеофиксации в бюджет региона поступило около 100 миллионов рублей", – заявил в беседе корреспонденту "Взгляда-онлайн" начальник Центра автоматической фотовидеофиксации подполковник Владимир Федоров. Всего же в казну в рамках административного законодательства УГИБДД направлено 227 миллионов рублей. Таким образом, на счету автоматической фиксации нарушений уже около 40 процентов от общей суммы наложенных штрафов. И хотя на дорогах региона сегодня работают всего 16 стационарных и 49 передвижных камер, ими было зафиксировано две трети общего числа нарушений.
Но мало кто знает, что система контроля за правонарушениями на дорогах еще и очень доходное дело. Например, в Воронеже благодаря работе системы фотовидеофиксации выписано штрафов более чем на миллиард (!) рублей, из которых 537 миллионов уже поступили в областную копилку. Еще более впечатляющие данные демонстрирует республика Татарстан, где благодаря камерам выписано постановлений на 1,4 миллиарда рублей, из которых взыскано 866 миллионов. Это реальные поступления в региональный бюджет!
Вряд ли в этом случае надо ломать голову над "формулой успеха". Причины разной эффективности борьбы с нарушениями на дорогах в одних регионах по сравнению с другими кроются в степени вовлеченности в процесс местных властей. В нашей губернии она весьма скромная.
"Правительство области в 2013 году выделило 30 миллионов рублей, но только на почтовые расходы, – поднимает данные отчетов Владимир Федоров. – А на ремонт и обслуживание техники, закупки нового программного обеспечения средства не поступают вовсе". В итоге эксперт констатирует, что 30 процентов передвижных камер находится практически в неработающем состоянии: "Со времени установки пришли в негодность аккумуляторы. Камеры работают не нормативное время, а всего несколько часов, после чего отключаются". Так что автолюбители, нарушившие ПДД под такой камерой, вполне могут избежать ответственности.
Сейчас дорожной полиции приходится самой искать выходы из кризиса. "Этим летом мы все стационарные камеры забирали на профилактику. Под честное слово полиции провели необходимые работы с оборудованием. Цена вопроса – всего 20 тысяч рублей. Но мы до сих пор не можем рассчитаться с исполнителем, так как область по данной статье не выделила деньги, а полиция финансировать эти работы сама не может, это будет прямым нарушением федерального законодательства", – рассказывает эксперт. Теперь, по его словам, появилась новая проблема – как финансировать закупку комплектующих? Чтобы устройства видеофиксации работали в штатном режиме, нужны новые источники питания. А для того, чтобы обеспечить питанием 35 камер, требуется порядка 90 тысяч рублей (2,5 тысячи – средняя цена стандартного автомобильного аккумулятора).
Тотальный секвестр
Корень нынешних бед полиции – в самой системе отношений с региональными властями. Напомним, что с 2008 года в рамках федеральной целевой программы получать оборудование стали все субъекты федерации. Но в Саратове сначала затянули с оформлением документов, потом (когда нужно было отчитываться перед Москвой) камеры все же поставили на баланс областного комитета по управлению имуществом. Затем региональный КУИ заключил договор с ГУ МВД, по которому оборудование было передано в безвозмездное пользование. И теперь, в соответствии с формулировками документа, предложенными чиновниками, все расходы по эксплуатации несут пользователи имущества. То есть полицейские.
А в целом все это просто не соответствуют закону о полиции и Бюджетному кодексу. Ведь ГУ МВД (содержит федеральный бюджет) не имеет права финансировать расходы региональных властей. Для того, чтобы не создавать таких ситуаций, еще в 2011 году на имя глав субъектов было направлено письмо за подписью заместителя председателя федерального правительства Игоря Шувалова. В документе прямо разъяснялся порядок внедрения и использования системы видеорегистрации. Каждый регион должен был создать казенное учреждение, которое бы занималось обслуживанием системы. А органы правопорядка должны лишь выносить постановления по фактам нарушений.
Однако за несколько лет областные чиновники так и не удосужились заняться этим вопросом, а теперь ссылаются на отсутствие денег. По расчетам ведомства Василия Разделкина, для создания казенного предприятия потребуются 120 миллионов рублей, которых, само собой, в дефицитном областном бюджете нет. Более того, на 2014 год чиновники решили урезать финансирование системы видеорегистрации сразу в пять раз (с 30 до 6 миллионов), а не на пять процентов, как это поначалу предусматривал секвестр расходной части бюджета.
"В Воронеже сейчас создана государственная структура, в которой трудится 150 человек. Они занимаются всем техническим обслуживанием системы видеорегистрации нарушений, а полиция лишь фиксирует их и заводит административные дела, – рассказывает Владимир Федоров. – Поэтому-то воронежские коллеги и сумели собрать для казны почти полмиллиарда рублей". В качестве другого примера эксперт назвал Нижний Новгород, где система фиксации нарушений работает на основе государственно-частного партнерства. Аналогичное предложение, касающееся Саратова, отверг Василий Разделкин.
Хайтек на страже жизни
Несмотря на всевозможные бонусы для бюджета, полицейские призывают не зацикливаться на финансовой стороне вопроса. Тем более что счет в этоv важном деле идет не столько на рубли, сколько на человеческие жизни. "В местах, где установлены стационарные камеры видео и фото фиксации, мы сейчас фиксируем лишь мелкие столкновения и ДТП. Аварий с жертвами и серьезными травмами практически нет, – анализирует эксперт обобщенные данные о сводках. – В прошлом году мы фиксировали резкий рост снижения ДТП с тяжкими последствиями именно в областном центре. В этом году мы стали больше работать в области, установив камеры на самых опасных участках, где наиболее часто случались аварии. Теперь и здесь идет снижение числа ДТП".
Но даже полностью исправные камеры не используют весь свой потенциал. Сейчас они фиксируют лишь превышение скорости. А ведь есть реальная возможность обновления программного обеспечения. После этого можно было бы контролировать иные виды нарушений (например, выезд на встречную полосу движения). Но вопрос опять упирается в деньги. Помимо этого система фотовидеофиксации может эффективно противостоять угонам. Сегодня в Саратове операторы отслеживают машины собственными глазами, но человеческий глаз может пропустить автомобиль, находящийся в розыске. Между тем есть возможность отслеживать весь въезжающий и выезжающий из города транспорт в автоматическом режиме. А это первый шаг к построению системы компьютерного управления транспортными потоками и современным технологиям борьбы с пробками. Для реализации этого направления администрация Саратова закупила 20 современных камер, которые установлены на всех основных въездах в Саратов (Алтынная гора, Петровский и Вольский тракты, выезд на Усть-Курдюм, мост Саратов-Энгельс, Сокурский тракт). В настоящее время происходит тестирование и наладка специальных технических средств.
Чиновники на распутье
Конечно, платить за нарушения согласны не все автолюбители. Некоторые пытаются найти способы обойти систему. "Один человек через Интернет прислал нам информацию о том, что он оплатил 10 штрафов по 300 рублей. Но при проверке данных выяснилось, что он оплатил лишь штрафы по 30 рублей, а еще один ноль пририсовал, – рассказывает о хитростях нарушителей Федоров. – Теперь в отношении него ведется расследование по факту мошенничества".
А еще некоторые устанавливают на своих машинах автошторки, по сигналу водителя закрывающие номера, кто-то закрывает весь номер или его часть, пытается поменять букву, заклеивая ее лентой, (например "В" на "Р"). Впрочем, специалисты в полиции утверждают, что такие случаи единичны. Тем более что за подобные действия водителям грозит уже не административный штраф, а лишение прав или даже арест. В декабре уже несколько водителей привлечены к административной ответственности за использование шторок на номерах
Кстати, система фиксирует превышение скорости всех машин, в том числе и оборудованных спецсигналами. Водитель такого транспортного средства тоже может быть привлечен к ответственности. Но в основном МЧС или "скорая помощь" имеют документы, подтверждающие, что машина направлялась на срочный вызов. "В этом случае постановление о привлечении к ответственности отменяется", – объясняет Федоров. По его словам, единственная структура, которая практически не обжалует подобные решения, - это сама полиция: "Все факты превышения скоростного режима нашими сотрудниками находятся на особом контроле руководства".
Итак, действующая в течение нескольких лет в Саратове и области система, как выясняется, способна выполнять много задач: спасать человеческие жизни, управлять транспортными потоками, быть эффективным средством пополнения областного бюджета, барьером для угонщиков, средством наказания блатных водителей и просто повысить дисциплину на дорогах.
Но пока местные власти стоят в стороне от всего этого. Если бы чиновники выделили средства на создание казенного учреждения или согласились бы участвовать в проекте государственно-частного партнерства, они вернули бы эти вложения уже через год. Собственно, так и произошло в Воронеже и Казани. Есть и доказательство: на 30 миллионов рублей, вложенных в систему в 2013 году, была получена отдача в трехкратном размере.
Но пока в Саратовской области реализуется худший из возможных сценариев. Вместо того, чтобы развивать систему видеофиксации, ее финансирование сворачивается. Дорогостоящее оборудование, полученное по федеральной программе, в таких условиях скоро придет в негодность, и средства, выделенные Москвой, в очередной раз никому ничего не дадут. Полиция со своей стороны уже пошла на различные меры экономии: оптимизировала почтовые расходы, добилась обслуживания техники в долг. Но возможностей для таких маневров почти не осталось. Теперь самое время чиновникам показать, на что они готовы, и в какой мере чувствуют личную ответственность за здоровье и жизни людей.
Ссылки по теме:
Нет сигнала (22 ноября 2012 г.)
Стоп, не снято! (17 января 2013)
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте