С транспортом разделались

Бездействие чиновников отучит саратовцев ездить

О вреде активного движения размышляет Максим ХЛЕБНИКОВ

8684

25 марта 2014, 09:00

Формулировки саратовских чиновников всегда бодры и парадоксальны. Например, прежний губернатор Павел Ипатов гордился "транспортной доступностью". Конкретно – тем, что в регионе не увеличиваются цены на проезд, дороги кое-где латают, а самолеты кое-как летают. Сегодня впору говорить о транспортной недоступности, поскольку в губернии из средств передвижения, с которыми пока не возникает серьезных проблем, остались только ноги.

 

Улететь из Саратова по-прежнему легко, но перед вылетом лучше помолиться. Водным путем никуда не уплыть, особенно если у вас нет своей яхты или резиновой лодки. Даже причалить к Саратову невозможно. Сокращаются объемы железнодорожных перевозок, а городской электротранспорт и вовсе приходит в упадок. Проезд подорожает к лету, тогда же произойдет обещанная монетизация льгот. Закрытие старого моста через Волгу вызовет настоящий транспортный армагеддон, а чиновники тем временем мечтают о скоростном трамвае и канатной дороге. Каждый день ходят на работу слуги народные из комитета транспорта Саратовской области, коим руководит без пяти минут зампред Василий Разделкин, а становится только хуже. День за днем, час за часом. И я понял, чего мне не хватает в материалах, где фигурирует Разделкин. Недостает информации о его хобби. Я просто не могу поверить, что к нынешней ситуации наш транспортный комплекс мог привести человек, который с утра и до вечера занимается решением его проблем. Скажите мне, что Разделкин коллекционирует бабочек Южной Америки, и все станет на свои места. Потому что это требует больших энергозатрат, времени, самоотречения и внимания. Чтобы вместо "данауса плексипуса" по ошибке не изловить "леминитиса архипуса", уже имеющегося в коллекции. Реально ни на что другое времени не хватает. Отсюда и раздражение на журналистов, отсюда расшатанные нервы и не всегда адекватная реакция на вопросы о причальной стенке.

 

По реке плывет топор

Улететь из Саратова по-прежнему легко, но перед вылетом лучше помолиться. Водным путем никуда не уплыть, особенно если у вас нет своей яхты или резиновой лодки. Сокращаются объемы железнодорожных перевозок. Проезд подорожает к лету, тогда же произойдет обещанная монетизация льгот. Закрытие старого моста через Волгу вызовет настоящий транспортный армагеддон, а чиновники тем временем мечтают о скоростном трамвае и канатной дороге.

В том, что наш речной флот за последние десять лет сократился на две трети, вины нынешних чиновников-транспортников нет. Не при них исчезли "Омики" и "Ракеты", не Разделкин развалил часовню XIV века. О том, как это происходило, "Взгляд" писал неоднократно. О странной продаже Речного вокзала и неспособности ведомства Разделкина провести конкурс среди речных перевозчиков. Важное уточнение: так провести, чтобы пассажирам понравилось, а не конкретному перевозчику.

Удивляет энтузиазм чиновников, с коим они осваивают каждый очередной нижний уровень. Не уехать из областного центра по реке дальше Шумейки, ну и ладно. Навигация заканчивается, и СМИ перестают беспокоить по этому поводу. А вспомните, как негодовала общественность, когда в Саратов перестали заходить пассажирские теплоходы. Позор! Причальная стенка разрушена! И что? Ничего, привыкли. Спортивно-туристическое министерство в лице Наили Бриленок отчиталось, что пассажиропоток не уменьшился, да и недовольства никто не высказывает. Впрочем, мне в комментариях чиновницы больше понравилось другое место – о том, что между восьмым и девятым причалами построен понтон для обеспечения работы прогулочного флота. Вот это очень точная характеристика работы наших специалистов. Межпричальная. Я так понимаю, это примерно то же, что сидеть между стульями.

 

Поезд ушел

Водным путем прибыть в Саратов невозможно, а по железной дороге – стыдно. Потому что здание нашего вокзала трудно назвать образцом современной архитектуры. В нынешнем виде саратовцы знают его уже 37 лет. Приобретая недвижимость, наши земляки стараются выбирать новостройки, а не коммуналки. А тут выбора нет. Уезжаем и возвращаемся мы в большую железнодорожную коммуналку, здесь и запахи соответствующие – общего туалета и общей кухни. Был шанс заполучить новенькое здание, но не срослось.

В 2010 году между ОАО "РЖД" и правительством Саратовской области было подписано соглашение о реконструкции зданий железнодорожного и автомобильного вокзалов, а также о приведении в порядок прилегающих к ним территорий. Здесь предполагалось создать современный транспортно-пересадочный узел. В 2015 году реконструкция должна была завершиться. Почему ничего не вышло, толком не разобрать. У каждой стороны своя версия, каждая сторона обвиняет в отсутствии инициативы несостоявшихся партнеров. Не сложилось. Понимание того, что вокзал – ворота города и он должен соответствовать всем современным критериям, есть, но договориться не смогли. Не потому ли, что одна из договаривающихся сторон слишком многого требовала от другой?

Впрочем, Василий Разделкин, по его собственному признанию, вообще не знает о планах РЖД реконструировать наш вокзал. Точно – с сачком где-то бегает!

 

Вопросы Ванцова

В 2010 году между ОАО "РЖД" и правительством Саратовской области было подписано соглашение о реконструкции зданий железнодорожного и автомобильного вокзалов, а также о приведении в порядок прилегающих к ним территорий. Здесь предполагалось создать современный транспортно-пересадочный узел. В 2015 году реконструкция должна была завершиться. Почему ничего не вышло, толком не разобрать. У каждой стороны своя версия.

Из свеженького. На прошлой неделе Энгельсский районный суд вынес приговор по делу топ-менеджеров ОАО "Автоколонна №40", обвинявшихся в коммерческом подкупе в совокупности с вымогательством. Руководство "Автоколонны", по версии следствия, облагало перевозчиков данью за право работать на автобусных маршрутах. Обвиняемые (два зама) получили по четыре года лишения свободы условно плюс штраф в 50 тысяч рублей (при том, что светило обоим до 12 лет).

Напомним, что с водителей автобусов требовали по пять тысяч рублей и, собственно, только слишком высокий размер мзды стал причиной, которая заставила шоферов обратиться в правоохранительные органы. По какой схеме делились полученные средства, так и не удалось выяснить. Как утверждали следователи, данных о том, что средства предназначались чиновникам из транспортного комитета, нет.

Депутат Саратовской гордумы Александр Ванцов уверял, что ему все коррупционные схемы в транспортной сфере знакомы. По мнению гордепа, подчиненные никогда не пошли бы на преступление без ведома начальства. В этой связи у Ванцова родились вопросы к Василию Разделкину: "Где был он все это время? Он что, об этом не знал или не хотел знать? Я склоняюсь к той мысли, что он не хотел знать о том, что творилось и в этом предприятии, и в других, потому что этот механизм запущен не Разделкиным, а задолго до него. Этот механизм отработан как часы, и все знают тарифы".

 

Ждем кризиса?

На 1 января текущего года кредиторская задолженность правительства региона перед транспортными предприятиями, которые подведомственны комитету Разделкина, составляла более 240 миллионов рублей. Действия чиновников привели к тому, что данные предприятия оказались на грани банкротства.

Транспортники не могут выплачивать зарплату своим сотрудникам, платить по счетам. Депутат Андрей Беликов не согласился с мнением коллеги и сказал, что общая сумма задолженности превышает 600 миллионов рублей. А коллега Архипов предположил, что все это может привести к кризису наподобие украинского.

В общем, нет ничего удивительного, что в недрах областного правительства родился законопроект о монетизации льгот. Ясно ведь, что придуман он, только чтоб компенсацию перевозчикам не платить. То есть сначала за административные просчеты расплачивались транспортные предприятия, а теперь будут граждане. Раньше пенсионер, получив льготный проездной, мог сколько угодно ездить на дачу, а теперь будет высчитывать каждую поездку. Я от этого далек, а вот тесть-дачник мне недавно очень долго рассказывал, что для пожилого человека это очень болезненный удар. Люди приходили на остановку не только чтобы дождаться автобуса, но и пообщаться, обменяться новостями. Нововведение заставит многих отказаться от поездок в принципе. А ведь необходимость поехать на дачу, цикл сезонных работ на грядке или в саду держит наших стариков в тонусе. Это принудительное нахождение на свежем воздухе, трудовая терапия. И наоборот – сядешь дома и захиреешь. Под уверения чиновников, что и это делается в интересах граждан. Хотя ясно, что таким образом даже не дыры в бюджете латают, а свои зады прикрывают.

 

Эвакуация вместо фиксации

В общем, куда ни ткни, всюду проблема. Наладил Василий Разделкин в своем ведомстве работу, ничего не скажешь. А теперь в зампреды метит. Как говорят, Разделкину поручат курирование вопросов строительства нового аэропортового комплекса близ села Сабуровка. В его подчинении окажутся транспортный и дорожный комплексы региона… Ну что ж, если руководствоваться логикой "чем хуже, тем лучше", то все замечательно.

Есть трудности объективные, а есть такие, которые вызваны исключительно человеческим фактором. Именно таким фактором, как мне представляется, обусловлен саботаж по установке камер видеофиксации нарушений ПДД на улицах Саратова. В 2011 году таких камер в областном центре установили 16 штук. С тех пор ничего не изменилось. Больше того, сегодня половина камер не работает, о чем сообщал начальник Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений дорожного движения ГИБДД регионального ГУ МВД России Владимир Федоров. На содержание и ремонт оборудования за все это время из областного бюджета не выделено ни копейки.

Обычной практикой для обслуживания системы фото- и видеофиксации в России является создание казенных учреждений в формате государственно-частного партнерства. Такие организации созданы в 13 из 14 регионов ПФО (во всех, кроме Саратовской области). Обращения по этому поводу в правительство области результата не приносят. Хотя при дефиците регионального бюджета вроде бы все уже должны научиться считать деньги. В ведомстве Разделкина, видимо, думают иначе. Хотя тот же Федоров рассказал, что в прошлом году благодаря системе фото- и видеофиксации в областном центре было наложено административных штрафов на сумму 174 миллиона рублей, из которых 110 миллионов взыскали.

Недавно в Саратов приезжали инвесторы из Ставрополя. Предлагали установить стационарные и передвижные камеры системы "Паркон". Как это работает? Когда автомобиль въезжает в зону незаконной парковки, система "Паркон" автоматически включает видеофиксацию и снимает сразу двумя камерами. Одна берет общий план, другая – номер автомобиля. По закону остановка под знаком разрешена на пять минут, так что спустя полчаса автомобиль с "парконом" еще раз проезжает по улице и повторно снимает припаркованные автомобили. В итоге в памяти у "Паркона" остаются только те машины, которые были замечены дважды. А вечером, подключаясь к беспроводной сети, комплекс выкачивает информацию на серверы ГИБДД. В общем, через пять дней автовладельцу приходит письмо с двумя бумажками. Первая – фотография, на которой изображен неправильно припаркованный автомобиль, с указанием адреса и времени нарушения. А вторая – квитанция на оплату штрафа.

По словам инвесторов, ведомство Разделкина отказалось от инновационного подхода в деле борьбы с парковками в неположенном месте. Еще бы! Увозить машины саратовцев на эвакуаторе гораздо выгоднее. И плевать, что автовладельца, не обнаружившего свое транспортное средство, может хватить кондрашка. Плевать и на то, что, когда эвакуаторщик крадет машину, он перекрывает пол-улицы. Все ж для людей.

 

Зампред Разделкин будет работать еще лучше?

Отдельная тема – строительство дороги к перинатальному центру. Тут уже давно ничего конструктивного – одни эмоции. Точнее, эмоции – у работников центра и рожениц, которым приходится проходить по полтора километра пешком. А со стороны комитета транспорта – сплошные отписки, как утверждает главврач лечебного учреждения Александр Михайлов.

В общем, одно к одному. И все на тему транспорта. На "Общественном телевидении России" вышел сюжет, посвященный теме сокращения объемов пригородных перевозок в стране. Смысл в том, что электричек становится все меньше. В числе регионов, где данная проблема стоит особенно остро, отмечалась и Саратовская область. Три года назад была согласована новая форма расчета за пассажирские перевозки. Разницу между стоимостью билетов и реальными затратами железнодорожников должны возмещать местные бюджеты. Денег на это зачастую не находится, потому перевозчики и сокращают количество электричек. Никто себе в убыток работать не хочет. К слову, на недавней коллегии работников транспортной отрасли замначальника Приволжской железной дороги Сергей Лиходаев предупредил Разделкина о том, что дачные перевозки в этом году окажутся под угрозой, если региональное правительство не погасит долг в размере 490 миллионов рублей. Верите, что эти деньги найдутся? Вот и я не верю. Значит, будет нанесен еще один удар по саратовским дачникам.

В общем, куда ни ткни, всюду проблема. Наладил Василий Разделкин в своем ведомстве работу, ничего не скажешь. А теперь в зампреды метит. Как говорят, Разделкину поручат курирование вопросов строительства нового аэропортового комплекса близ села Сабуровка. В его подчинении окажутся транспортный и дорожный комплексы региона…

Ну что ж, если руководствоваться логикой "чем хуже, тем лучше", то все замечательно. Тогда и Павел Ипатов был прав: транспортная доступность у нас повсеместная. По Саратовской области передвигаться по-прежнему легко и приятно. Особенно пешком, на веслах и дрезине.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.7 1 2 3 4 5