Юрий Терликов: волны модерна
Его постройки в этом стиле не спутаешь ни с чем
27 апреля 2015, 09:00
Возведенным в византийском стиле храмам и спроектированным Юрием Терликовым строениям в декоративном русском стиле был посвящен прошлый выпуск рубрики. Но начало ХХ века для творчества архитектора, как и для многих его саратовских коллег, оказалось переломным: в провинции, пусть с некоторым запозданием, все большую силу набирает модерн.
Программное разнообразие, разностильность эклектики постепенно превратилось в свою противоположность – повторяемость и тривиальность. В развитии архитектуры требовался качественный скачок. И таким принципиально новым, свежим стилем стал модерн. На первом этапе ведущими жанрами нового стиля стали особняк и интерьер. Здесь в наибольшей степени удавалось воплощать идеи индивидуальности, уникальности, единичности, идеи "художественно творимой жизни".
В 1902 году Юрий Терликов проектирует и строит собственный дом на Провиантской улице. Основа образного решения ассиметричного фасада – контрастное сопоставление пластически цельной кирпичной фасадной плоскости, завершенной волнообразной дугой мощного аттика, с вертикальным и более сложным по пластике ризалитом входной части. Ризалит гораздо сложнее и подробнее разработан: над входом круглое окно с дверью на балкон, над окном, отделенный карнизом, – второй лучковый аттик, обрамленный башенками-антами и рифмующийся с главным.
Запоздалое развитие стиля в провинции определило некоторое смещение, смешение его этапов. В особняке Терликова от раннего, романтического модерна присутствует лепной маскарон в обрамлении растительного орнамента, раскрепощенный рисунок решеток балкона, динамика аттика. От более позднего, рационального модерна – общий композиционный строй строгого, "чистого" кирпичного фасада. Здесь Юрий Николаевич уже нашел основные композиционные приемы, выработал свой архитектурный язык, по которому мы без труда узнаем его зрелые произведения.
На более поздней стадии развития стиля модерн преуспел и в возведении общественных и промышленных зданий – банков, клубов, офисов, типографий, универмагов, депо.
В 1908 году на базе конно-железной дороги Бельгийским анонимным акционерным обществом было устроено трамвайное управление, разместившееся на территории депо и конюшен конки в квартале между улицами Астраханская, Большая Казачья и Московская. К моменту пуска первых трамвайных линий была введена в строй электростанция. В 1909 году по проекту Терликова были построены главный корпус трамвайного управления и ремонтные депо, выходившие торцами на Большую Казачью улицу. Зодчему удалось гуманизировать, примирить крупные, тяжеловесные, протяженные корпуса и с городской средой, и с масштабом человека. Терликов вновь использовал фирменную черту своих зрелых работ – волнообразный аттик в сочетании с профилированными башенками-антами, придающий фасаду напряженную динамичность.
В 1909 году по проекту Терликова возводится комплекс зданий типолитографии товарищества "Г.Х. Шельгорн и Ко". Он включал в себя конторские, производственные, складские и подсобные помещения. Главный разновысотный асимметричный фасад выходил на Московскую площадь (ныне улица Университетская, 55). Двухэтажный симметричный объем с конторскими помещениями оформлен двумя узкими ризалитами, завершающимися знакомыми лучковыми аттиками, зажатыми между башенками-антами. Вплотную к нему примыкает одноэтажный производственный корпус.
Здесь Юрий Николаевич в новой трактовке повторил прием, использованный им при проектировании собственного дома: мощная волна дугообразного аттика отделена от тела фасада карнизом, и вместо лепного орнамента лоб аттика украшен шрифтовой композицией – названием товарищества "Г.Х. Шельгорн и Ко".
В этом же году по проекту Терликова строится хлебная биржа в Покровске (ныне Энгельс). Без труда в этом здании мы узнаем уже знакомые ризалиты, башенки-анты, рисунок обрамления окон и, конечно же, волнообразный аттик над главным фасадом – излюбленный терликовский прием. Вся пластика фасада отдана во власть кирпича – архитектор мастерски владеет этим материалом. И хотя по своему композиционному строю здание, бесспорно, принадлежит рациональному модерну, чувствуется пройденная автором серьезная школа русско-византийского церковного зодчества.
В 1910 году на пересечении Большой Кострижной (ныне Сакко и Ванцетти) и Вольской улиц поднялось величественное здание казначейства и контрольной палаты. Рационализм и целесообразность в сочетании с представительностью и крупномасштабностью отличают эту постройку. Продуманная, крайне функциональная и удобная планировка, хорошо спропорционированные невозмутимо-спокойные фасады без декоративных излишеств делают это сооружение, пожалуй, лучшим произведением рационального модерна в нашем городе.
При проектировании фасадов Терликов отказался от лепнины, предоставив всю пластику в распоряжение кирпича, при этом очень удачно использовал контраст-сопоставление двух его видов – керамического и нового для того времени силикатного. Разные по цвету и текстуре они хорошо выявляют структуру фасада: красный керамический кирпич формирует основное поле стены, серый силикатный выделяет ризалиты, горизонтальные пояса, карниз, обрамление окон.
"Нюансы кладки, едва намеченный рельеф, искусно расширенные швы разнообразят поле стены, акцентируют главное. Кирпичной теме вторит выверенная графика решеток, навесов, оконных переплетов. На этом фоне контрастно выделяются подчеркнуто крупные оконные проемы. Мастер, исповедовавший принципы рационального модерна, в одной из поздних своих построек приблизился к программной ясности и гармоничному воплощению своего архитектурного кредо", – пишет об этом здании в своей книге "Века и камни" доктор архитектуры Сергей Терехин.
Это здание примечательно еще и тем, что оно причастно к имени выдающегося писателя Михаила Булгакова. До революции в нем размещалась квартира управляющего, действительного статского советника Николая Лаппа, дочь которого Татьяна в 1913 году вышла замуж за Булгакова. Как гость и как родственник семьи Лаппа Михаил Афанасьевич посещал наш город в 1911, 1912, 1913, 1914 и в 1917 годах, останавливаясь в квартире управляющего казенной палаты в торцевой части здания. Именно поэтому уже четверть века идут разговоры о необходимости повесить хотя бы мемориальную доску на это здание. Разговоры пока безуспешные.
Следующий, 1911 год ознаменовался еще одной бесспорной удачей архитектора – на углу Немецкой (ныне пр. Кирова) и Вольской улиц возводится здание кинематографа "Художественный театр". Здесь Терликов значительно расширил арсенал декоративных средств и приемов при отделке фасадов и внутренних пространств.
Здание получилось не только композиционно выверенным и прекрасно спропорционированным, но и по-настоящему нарядным, запоминающимся, как и следует развлекательному заведению. Двухэтажный объем, акцентированный на углу более высокой четырехгранной башней, завершался параболическим куполом с шарообразной маковкой и прекрасно рифмовался с домом Никитина, стоящим напротив. Броские, экстравагантные фасады, облицованные яркой разноцветной глазурованной плиткой, лепнина, цветные витражи, подсветка стен, чешуйчатая фактура издалека видного купола – все это дало основание современникам назвать здание выдающимся.
К этому стоит добавить еще и то, что фойе, буфет и кафе, располагавшиеся на первом этаже, были отделаны зеркалами, и в обиходе кинематограф называли "Зеркальным". Зрительный зал на 600 мест, отделанный красным деревом, был устроен на втором этаже. К сожалению, здание не сохранилось до наших дней – осенью 1916 года оно сгорело. Стены, выполненные из пустотелого бетона, выдержали пожар, а вот все деревянные перекрытия и перегородки выгорели. Закопченные руины простояли еще почти двадцать лет – до 1935 года. Сейчас на этом месте расположен Дом книги.
Последним и, возможно, самым крупным и представительным зданием, построенным по проекту Юрия Николаевича, стал Дворянский и Крестьянский поземельный банк. Летом 1910 года "Саратовский листок" писал, что "на месте бывшего судебного пристава Феокритова строится большой дом для отделений Дворянского и Крестьянского поземельных банков". 4 декабря 1911 года состоялось освящение нового здания банка, а 15 января 1912 года банки перешли в это помещение на Константиновской улице (ныне Советская). Юрий Николаевич Терликов осуществлял и проектирование, и архитектурно-строительный надзор. Монументальный "столичный" масштаб, симметричность и сдержанность фасада, выразительный декор придают зданию торжественность и солидность.
В 1913 году Терликов принял участие в конкурсе на проект здания женской гимназии на углу улиц Соборной и Царицинской (ныне Первомайской). По результатам конкурса ему была присуждена первая премия, но по неизвестным для нас причинам здание было выстроено по непремированному проекту Семена Каллистратова.
В 1914 году Юрия Николаевича не стало. Прожив недолгую – всего 50 лет, но творчески насыщенную и очень плодотворную жизнь, он обогатил интересными и оригинальными постройками не только наш город. Не все сооружения Терликова выявлены, не все сохранились до наших дней. Но то, что мы имеем, является прекрасной памятью об этом зодчем. Он нашел свой голос в многообразии стилей и направлений русской архитектуры рубежа веков.
И, несомненно, Юрий Терликов достоин хотя бы установления мемориальной доски на здании (Провиантская, 14), где он жил и работал.
Материал подготовлен при поддержке Фонда гражданского строительства и экспертизы им. С.А. Каллистратова
Ссылки по теме:
Василий Суранов: присутствие классики
Александр Клементьев: аура неоклассики
Алексей Салько: бурная эклектика
Алексей Салько: мельницы веков
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте