Чтобы волки были сыты
Кого на самом деле кормит система школьного и дошкольного питания?
11 октября 2016, 09:15
В предыдущих статьях "Кушать продано" и "Поставщик в ежовых рукавицах" мы уже говорили о том, что поставка и организация питания для школ и детсадов в нашем городе и области – это не свободная конкуренция в борьбе за качество, а годами выстроенный бизнес знакомств. На рынок допускается тот, кто имеет покровителя или кто сумел "договориться". Для всех участников такое положение вещей давно секрет Полишинеля, догадки строятся лишь вокруг того, "кто", "кому" и "сколько". Цифры называются разные, самые "свежие" – 300 тысяч рублей с одной крупной школы в месяц (по другим вариантам – 30%). По словам наших источников, что бы ни говорили поставщики, как бы ни жаловались на жизнь, питание в школах – бизнес выгодный. Наценки по некоторым позициям могут достигать трехсот процентов.
Арифметика со щами
Оборот по питанию в одном только Саратове, по приблизительным подсчетам наших экспертов, вращающихся на рынке школьного питания, в месяц составляет от 40 до 60 миллионов рублей. Это только те деньги, которые тратят родители. Каждый день, отправляя ребенка в школу, они кладут ему в карман в среднем как минимум сто рублей (стоимость завтрака в школах варьируется от 45 до 50 рублей, обед – от 70 до 80 рублей). С учетом полдника расходы на питание в школе составляют порядка 140-150 рублей в день.
Вместе с нашими экспертами мы проанализировали меню нескольких саратовских школ – наценки по некоторым позициям впечатляют.
Себестоимость щей из свежей капусты на курином бульоне (порция 250 граммов) по подсчетам составляет не более 5 рублей. В школах цена блюда составляет от 16 до 30 рублей. Плов с курицей (примерная порция 150 граммов) – себестоимость не более 12-15 рублей – в школе стоит 37,5 и 45 рублей.
С учетом наценки поставщик может иметь на выходе 1/3 чистой прибыли. В Саратове больше ста школ, если предположить, что с каждой школы в нужном направлении уходит по сотне, можно себе представить, сколько неучтенной наличности теряет государство.
А ведь эти деньги могли бы стать настоящей палочкой-выручалочкой для бюджета, переживающего столь тяжелые времена! Они могли бы идти на школьную благотворительность, а государственные деньги при этом бы экономились!
Но в благотворительность никто не вкладывается. Все думают только о том, как бы получить прибыль и удержаться на рынке. В кризис цены на продукты растут (с сентября уже подорожали куры и некоторые другие ключевые позиции), а тут еще надо сделать так, чтобы волки были сыты… Цены для родителей выше определенного уровня поднимать нельзя, а значит, поставщику останется одно – экономить на качестве. Вариантов тут множество – недосыпать, недоливать, везти продукты по бросовым ценам с истекающим сроком годности или просто продукты, которые детям лучше не есть (см. примеры такого подхода в предыдущих статьях).
Они и так в школе почти не едят. Рапорты чиновников о стопроцентном охвате детей горячим питанием не соответствуют действительности. На сто процентов питанием охвачены лишь малыши, семиклассники уже вовсю бегают на переменках за чипсами.
И дело не только в качестве. Народ активно нищает, у родителей все меньше денег, в том числе на питание. В этих условиях государство должно сделать все возможное для того, чтобы поддержать детей. Двадцати двух выделяемых из бюджета рублей на человека??? для такой поддержки недостаточно, тем более что и они в большинстве случаев активно воруются, для этого достаточно лишь не подать списки отсутствующих.
Питание в школах и детсадах должно быть недорогим и качественным для всех деток. Бюджетные деньги в условиях катастрофического дефицита казны не должны уходить налево. Сделать это возможно, лишь изменив систему.
Передел в Заводском районе
Пока что система больше напоминает хаос. Нет ни единых критериев, ни требований, ни цивилизованного отбора, ни контроля – каждый работает кто во что горазд.
Удивительно, но журналистские расследования иногда производят обратный эффект – саратовские участники и их покровители воспользовались нашими статьями для передела рынка, "оттяпав" у конкурентов довольно большие куски. При этом самые достойные, словно на смех, оказались в аутсайдерах. На рынок пришли новички.
В начале сентября в школах Заводского района произошел частичный срыв питания – сразу несколько школ передали другим поставщикам. Точнее – поставщику. Им оказалась ИП Беляева. До самого последнего времени в Саратове о таком поставщике никто даже не слышал. Но это не помешало Заводской администрации отдать никому не известному ИП сразу пять районных школ, включая наиболее крупные, и несколько детских садов.
Наши источники утверждают, что поначалу госпоже Беляевой хотели отдать едва ли не все школы района, укрупнив таким образом поставщика. Эта идея очень не понравилась другим участникам рынка, и они принялись активно писать жалобы. Дело дошло до губернатора, в правительстве даже собралась специальная комиссия. После этого жалобщиков решено было удовлетворить. Школы у них не только не отняли, но и некоторым "додали" новые. Попытка "рейдерского захвата", как оценивают ее сами участники рынка, удалась лишь частично.
Весь этот передел случился не далее как в конце августа – начале сентября. Случился, разумеется, кулуарно, без ведома родителей. Многие до сих пор не знают, что у их детей сменился поставщик, но наверняка это прочувствовали. Во многих школах района из-за этого и по сей день царит хаос, идет смена правил, коллективов, процесс организации питания не налажен.
Больше всех "пощипали" фирму "Онтарио", отняв сразу пять крупных школ и несколько детсадов. Прочитав в нашей статье о том, что фирма аффилирована бывшему начальнику района Ирине Начаркиной, глава администрации Александр Жуков долго разбираться не стал – Начаркину уволил, а "Онтарио" потерял добрую часть бизнеса.
Чтобы удержаться на рынке, предприниматели создали новую фирму "Купецъ", которая обслуживает теперь лишь несколько школьных буфетов.
В чем конкурентное преимущество ИП Беляевой перед ООО "Онтарио", есть ли у нее мощности или она строит свой бизнес с колес, тоже узнать не удалось – Наталья Беляева встречаться с нами отказалась. Как она попала на рынок, кто ее привел, чем она лучше других поставщиков – все это осталось неясным. Но поскольку Беляева является "свежезарегистрированным" ИП, в ее конкурентоспособности возникают большие сомнения. Старожилы поговаривают, что за ИП Беляева стоит ИП Горбулин – поставщик, который давно работает в Ленинском районе. Неужели власти сменили шило на мыло?
Так одни поставщики в Саратове выживают с рынка других. Кто выигрывает от этой перетасовки? Явно не дети.
"Захват" в Ленинском
Аналогичная ситуация произошла и в Ленинском районе, где накануне нового учебного года "пощипали" всех поставщиков, но больше всех ИП Никитина, у которой отняли сразу несколько крупных школ.
Как и в Заводском районе, в Ленинском тоже появился новый "фаворит" – ООО "Новый вкус". Принадлежит он некой Светлане Любимовой, аффилированной, как утверждают поставщики, с депутатом Госдумы Василием Максимовым.
Не успев прийти на рынок, ей удалось заполучить на обслуживание сразу несколько крупных школ, включая большой медико-биологический лицей, который ранее обслуживал ИП Горбулин (тот самый, который предпринял "крестовый поход" на Заводской район).
Индивидуального предпринимателя Ирину Никитину, пострадавшую в результате этой перестановки, когда-то саму обвиняли в "рейдерском захвате" – несколько лет назад она "отняла" у Нины Цибульской (ООО "Ница") и ИП Горбулина несколько крупных школ, будучи аффилированной, как считают конкуренты, с Ленинской администрацией. В СМИ появились статьи, обвиняющие Никитину в завышении цен. Теперь "рейдерский захват" коснулся ее саму.
Сама Ирина утверждает, что школы ни у кого не "отнимала", ей их просто передали – как поставщик она зарекомендовала себя с хорошей стороны.
В этом году в "ее" школы зашла неизвестная женщина и заявила, что теперь она тут "хозяйка". Никитина шум поднимать не стала – в отличие от большинства поставщиков, школы были только маленькой частью ее большого общепитовского бизнеса (Ирина делает салаты и развозит по сетевым магазинам, также имеет сеть кафе в деловых центрах города).
Ее нельзя назвать организатором "с колес", она знает технологический процесс, имеет производственные мощности, оборудование, есть штатный технолог, который осуществляет контроль продукции.
Ирина показывала нам фотографии с выпускного банкета – это уровень ресторана. Кроме прочего Никитина оказалась едва ли не самым открытым поставщиком, не чинившим, в отличие от большинства, нашему желанию у нее побывать никаких препятствий.
Попасть к другим поставщикам оказалось целой проблемой.
Городской комитет по образованию отказался предоставить нам контакты и юридические адреса поставщиков, посоветовав написать запрос в городскую администрацию. Администрация на запрос ответила, предоставив список поставщиков и обслуживаемых ими школ, контакты же посоветовала искать на сайте госзакупок.
Сложилось впечатление, что саратовские поставщики – это тайна за семью печатями, информация и особенно контакты были абсолютно закрытыми.
Тем не менее мы не теряли надежды понять, что представляют собой саратовские поставщики, те самые, о которых замначальника комитета по образованию администрации города Саратова Ирина Чинаева в комментарии нашему информагентству сказала, что они "все проверенные, с хорошей репутацией".
"Тыкнуть спичкой и поджечь…"
Из своих источников мы узнали, что офисы большинства организаторов питания находятся прямо в школах. Но приехать в гости оказалось непросто:
предприниматели ссылались на директора, директор – на районо, районо – на администрацию. Это при том, что чиновники от образования нас неоднократно уверяли: заключение договоров с поставщиками – прерогатива самих школ и они тут совсем ни при чем. Но зачем же тогда школам спрашивать у них разрешение?
Одним словом, большая часть тех, к кому мы обратились, сделала все возможное, чтобы нас не пустить.
Другие, набравшись мужества, пустили, и поначалу писать репортаж мы хотели, основываясь на впечатлениях от их посещения. Но, поразмыслив, мы решили, что назвать пустивших нас означало бы подставить как минимум под шквал проверок, как максимум – обречь на участь "Онтарио", в то время как не пустившие окажутся как бы ни при чем.
Мы не желаем никому зла, нашей целью не является кому-то "насолить", среди поставщиков, мы вовсе этого не исключаем, наверняка есть вполне приличные люди. Мы хотим показать систему, которая, на наш взгляд, устроена неправильно, в ущерб и детям, и родителям, и бюджету.
Это система, которая строится на откатах, которая позволяет, к примеру, ООО "Меркурий" и ООО "Фабрика вкуса" закупать замороженных кур по бросовой цене с истекающим сроком годности и другие продукты низкого качества, не соответствующие стандартам, что дает в итоге более низкую себестоимость детских блюд.
Побывав в рейде, мы убедились, что у большинства поставщиков нет ничего, кроме арендуемого офиса и ручки с блокнотом. И это не преувеличение – у некоторых в офисе нет даже компьютера, весь баланс сводится от руки. На рынке они держатся благодаря опыту и связям, наработанным еще с советских общепитовских времен. Вся логистика сводится максимум к двум легковым машинам, на которых развозятся все продукты. Разумеется, что речи о соблюдении товарного соседства и прочих правил перевозки никакой не идет.
Практически ни у кого нет в штате технолога, который бы лично ездил по школам в составе ревизионной группы и следил за качеством продукции. На такой штатной должности поставщики предпочитают экономить. Все отдается на откуп школам. Некоторые поставщики уверяли нас, что никакого технолога и ветврача им не надо, их знаний и опыта хватает на то, чтобы лично следить и за продуктами, и за сотрудниками. Одна из наших собеседниц поделилась опытом, как надо проверять свежесть мяса. Говядину надо разрезать пополам и проверить, пахнет ли она молоком, а в свинину воткнуть спичку и поджечь...
Метод наверняка проверенный, но если у тебя на обслуживании десять школ, то во все куски мяса спичкой не натыкаешься, не правда ли?
Отсутствие складов грозит отсутствием запаса продуктов и срывом поставок.
Неслучайно вместо блюд, заявленных в школьном меню, на столах у детей зачастую появляются совсем другие. Один из организаторов питания рассказал нам, как у оптовика, поставляющего ему творог, в пути сломалась машина. Поэтому вместо заявленной запеканки детям на скорую руку сварганили что-то другое. Какой-то особо активный папа это дело заметил и поднял шум. Ему сказали, что если он такой умный, то пусть идет в школьную бракеражную комиссию и там следит за качеством. Естественно, что работающий человек в бракеражной комиссии состоять не сможет, для этого целый день надо быть в школе.
Наслушались мы и про вчерашние пирожки, и про "недоетые" котлеты, которые замораживаются или перекручиваются в мясорубке, после чего вновь попадают в тарелки детям. Персонал в школьных столовках почти весь советский, ходит из школы в школу "бригадами". Уволили из одной школы – пошли в другую. С ними кочуют по кругу и "недоетые" пирожки…
Почти никто из организаторов не придерживается перспективного меню – текущее с ним подчас совершенно не совпадает. Перспективное меню разрабатывается на 12 дней при участии Роспотребнадзора. Там все по правилам, а значит, на нем не сэкономить.
В Пермь за концессией?
В отсутствие специализированных складов продукты хранятся прямо в школе (выбирается самая крупная, где есть помещения). Там в мешках хранятся крупы (привет мышкам), там же хранится и весь "скоропорт" (скоропортящаяся продукция). Оттуда продукты развозятся по другим подшефным школам. Мясо и птицу оптовики везут в школы иногда напрямую, минуя организатора питания, иногда свозят в одну большую школу.
Там мясо рубится на тушки и кусками отправляется в более мелкие школы. В каком виде оно туда доходит – знают только сотрудники школьного пищеблока. Никаких ветеринарных справок на эти партии нет. Максимум имеется справка на всю поставку.
По словам одного из предпринимателей, если поставщик, у которого он закупает мясо, к примеру, поставит в школу сосиски ненадлежащего качества, ему об этом сразу сообщат, так что технолог ему не нужен, все под контролем. Получается, что качество сосисок проверяется на детях? Хорошенький контроль!
Холодильники для перевозки продуктов есть только в мечтах (да и какие холодильники в легковушках?). Что же удивляться тем пространным спискам нарушений, которые методично, из года в год, выявляет Роспотребнадзор?
Да и что толку, что выявляет? Роспотребнадзор приехал и уехал, а система осталась.
Никто не вкладывается в школу, покрасить пищеблок или купить плиту, если старая совсем не "фурычит", – это максимум. Все ссылаются на отсутствие гарантий: рынок дикий, сегодня ты есть, а завтра нет. Та же Никитина, уйдя из школ, забрала свое оборудование – не оставлять же его конкурентам.
Одна из поставщиков питания с гордостью призналась нам, что купила в подшефную школу алюминиевую подставку под столовые приборы. Вот такие "инвестиции"…
Выступая перед Валерием Сараевым по итогам летней оздоровительной кампании, глава городского комитета по образованию Лариса Ревуцкая сообщила, что этим летом школьников, отдыхающих на летних школьных площадках, пришлось перевести с трехразового питания на двухразовое. У бюджета на всех не хватает средств – такие нынче времена. За детей становится страшновато: уже отменили трехразовое питание, значит, скоро могут отменить и двухразовое, а там и до голодовки недалеко?
Валерий Сараев подчеркнул, что недавно отправлял Ревуцкую в Пермь для того, чтобы перенять опыт бюджетной экономии. В Перми лагеря переданы в концессию, практически в частные руки. Там бесплатный отдых предоставляется только детям, находящимся в социально опасном положении, остальных содержит концессионер.
Забавная получается ситуация – мы тратим бюджетные деньги и посылаем гонца в Пермь, но нам и в голову не приходит, что стоит кинуть клич, и желающие взять лагеря в концессию могут найтись и у нас.
Так почему бы не собрать круглый стол и не пригласить предпринимателей к диалогу? Авось и найдутся те, кто сумеет предложить области и городу руку помощи, кто накормит наших детей в условиях бюджетного дефицита.
Никто ведь не знает, что будет с бюджетом потом. Будут ли это условные щи с мясом или "суп с котом"?
Либеральный (читай – расхлябанный) подход к организации детского питания удивляет. Парадоксально, но деятельность в гораздо менее значимых сферах гораздо более регламентирована. Для того, чтобы участвовать в тендерах на строительство дорог, нужно иметь строительную и дорожную технику, материальные и человеческие ресурсы и т.д. Даже тендеры на эвакуацию машин не выиграешь с наскока – надо иметь оборудованную площадку, эвакуаторы. А для питания детей не надо иметь ничего! Любой человек с улицы может прийти на этот рынок и заявить, что отныне он – организатор питания. Ни тебе отбора, ни аукциона, ни критериев, ни нормальной конкуренции – демпингуй и не прогадаешь. Это ли не абсурд?
Еще один парадокс состоит в том, что, несмотря на постоянно повторяющиеся из года в год нарушения, которые без устали фиксирует Роспотребнадзор, недобросовестные поставщики, не имеющие в своем арсенале ничего, что давало бы им право кормить детей, так и остаются на своих местах. Никаких кардинальных мер администрация не принимает, поставщики отделываются легкими испугами в виде штрафов.
Даже после наших двух статей, где подробно расписана вся подноготная "питающего" бизнеса и приведены факты, которые требуют как минимум следственной проверки, никакой реакции от правоохранительных органов не последовало. Неужели органам эти вещи не интересны?
Не реагируют ни Валерий Сараев, ни губернатор Валерий Радаев. Изложенные вопиющие факты, некоторые из которых тянут на уголовные преступления, никто не опровергает.
Неужели всем наплевать на детей? Неужели для того, чтобы добиться реакции от властей, нужно пешком идти в Кремль?..
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте