Невозможное возможно
Новое радиолокационное устройство поможет дольщикам ООО "Новострой XXI" сохранить свои дома
1 марта 2017, 08:00
Сегодня, 1 марта, в Волжском районном суде Саратова продолжится рассмотрение заявления Ирины Кондрашовой о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения о сносе двух десятиэтажных домов, оказывающих негативное влияние на работу аэродромного локатора аэропорта. История со сносом печально известных домов получила широчайший общественный резонанс, освещалась федеральными средствами массовой информации и добавила очередную монету в копилку историй обманутых дольщиков на территории региона.
Построили и "смылись"
Два десятиэтажных дома в Юбилейном признаны самовольной постройкой и присуждены к сносу за счет ООО "Новострой XXI" в феврале 2013 года. Решение о сносе оставлено без изменения Саратовским областным судом и вступило в законную силу.
С 2013 года по вынесенному решению суда начато исполнительное производство.
Основным мотивом при вынесении решения о сносе явилась установленная проведенной судебной экспертизой, выполненной ФГУП "Государственный научно-исследовательский институт "Аэронавигация", "угроза безопасности полетов воздушных судов в связи с частичной утратой возможности радиолокационного контроля за воздушными судами диспетчерской службой".
Неудивительно, что активными инициаторами сноса домов выступили Саратовский центр организации воздушного движения (ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения"), обеспечивающий эксплуатацию радиолокационного оборудования, и ОАО "Саратовские авиалинии".
Оба предприятия направили обращения по вопросу законности строительства двух домов в Саратовскую транспортную прокуратуру, которая и обратилась в Волжский районный суд в интересах неопределенного круга лиц.
Само судебное разбирательство между застройщиком ООО "Новострой XXI", администрацией Саратова, городским комитетом по архитектуре и прокуратурой длилось около года и первоначально не привлекало внимания ни общественности, ни средств массовой информации.
Только после привлечения в дело 200 участников долевого строительства ООО "Новострой XXI" и вынесения решения, история обернулась громким скандалом, затронувшим и строительный бизнес, и политику, проводимую бывшим главой городской администрации Алексеем Прокопенко.
Практически сразу предписанием управления Госавианадзора в Приволжском федеральном округе были запрещены одновременные взлеты и посадки на аэродромах Саратов (Центральный) и военном аэродроме "Энгельс-2".
Перевозчик, однако, умело воспользовался установленным запретом и стал предъявлять застройщику убытки от задержек воздушных судов. Судами в пользу ОАО "Саратовские авиалинии" с ООО "Новострой XXI" за 2013 и 2014 гг. взыскано свыше 300 тысяч рублей.
В связи с судебной практикой, сложившейся после громкого дела ООО "Новострой XXI", органы местного самоуправления перестали выдавать разрешения на строительство любых объектов (вне зависимости от площади и этажности, направлений использования) без наличия согласований с собственниками аэродромов.
В ситуации Саратова, где аэропорт располагается практически в центре города, в зону согласования застройки попал практически весь населенный пункт.
При этом собственники аэродрома (Федеральное агентство воздушного транспорта и, в настоящее время, правительство Саратовской области) в качестве обязательного документа для выдачи согласования строительства требуют предварительное одобрение все того же главного оператора аэродрома – ОАО "Саратовские авиалинии".
Новый локатор как панацея
Это административное новшество повлекло последствия и для виновного во всей этой истории ООО "Новострой XXI", хотя многие посчитали эти последствия слишком мягкими.
Бывший директор строительной компании Владимир Зинин приговором Кировского районного суда Саратова признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями.
Именно он принимал решение о строительстве двух многоэтажных домов и игнорировал требования Воздушного кодекса РФ относительно создания помех для локаторов городского аэропорта. Суд приговорил Зинина к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком на два года.
Бывший сити-менеджер Алексей Прокопенко за выдачу разрешения на строительство двух десятиэтажных домов осужден приговором Волжского районного суда за халатность. Наказание: 200 часов обязательных работ и лишение права занимать государственные и муниципальные должности на два года. От исполнения наказания чиновник уклонился. Сейчас он находится в международном розыске.
Само ООО "Новострой XXI" с исчезнувшим директором, которого так и не смогли найти судебные приставы, уверенно двинулось в сторону банкротства, оставив решать проблему с построенными домами самим дольщикам и областным властям.
Дольщики и Ирина Кондрашова неоднократно пытались пересмотреть решение Волжского районного суда Саратова по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, однако безуспешно.
Правительство Саратовской области проводило постоянные встречи с участниками долевого строительства и в целях решения проблемы помех радиолокационного контроля ходатайствовало перед Федеральным агентством воздушного транспорта о первоочередном строительстве в районе села Сабуровка и вводе в эксплуатацию нового радиолокационного комплекса - "Лира-А10". Эту идею поддерживал и саратовский минстрой. По словам пресс-секретаря министерства Вячеслава Пашковского, вопрос о строительстве в Саратове нового локатора в минстрое давно обсуждался, и под занавес прошлого года идея стала реальностью. АРЛК "Лира-А10" изготовлен и установлен на позиции строящегося аэропортового комплекса "Центральный" вблизи Сабуровки. А 30 декабря 2016 года, по данным минстроя, новый локатор уже был введен в эксплуатацию.
"При содействии министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства области подготовлен проект заявления о пересмотре решения Волжского районного суда города Саратова от 7 февраля 2013 года по вновь открывшимся обстоятельствам. 3 февраля заявление принято к производству, судебное заседание отложено на 1 марта. Министерством проводятся регулярные встречи с участниками спорного строительства, в ходе очередной встречи до них была доведена информация о мерах, предпринимаемых министерством строительства для решения вопроса ввода в эксплуатацию данных объектов. Вопрос находится на постоянном контроле министерства", - заверил наше информагентство министр Дмитрий Тепин.
Появление нового локатора может стать одним из возможных выходов из создавшейся напряженной ситуации. Устройство снимет существовавшую прежде проблему радиолокационных помех и может позволить не оставить 200 семей-дольщиков без крыши над головой и без вложенных в строительство денег. Невозможное прежде вдруг стало возможным.
Не остался в стороне от решения проблемы и депутатский корпус. В Южную транспортную прокуратуру обратился депутат Саратовской областной думы Сергей Курихин. Парламентарий также предложил направить в Волжский районный суд заявление о пересмотре решения о сносе домов по вновь открывшимся обстоятельствам либо поддержать соответствующую позицию участников долевого строительства и областного правительства.
Вся надежда – на суд
Депутат прокомментировал ИА "Взгляд-инфо" мотивы своего обращения:
"Решение суда о сносе вступило в законную силу в 2013 году, и до настоящего момента не было исполнено. Застройщик находится в состоянии банкротства, по моим сведениям, не имеет имущественной базы. На мой взгляд, в данных условиях очевидно, что в случае сноса дольщики не получат ни квартир, ни денежных компенсаций, что еще больше обострит ситуацию. Затраты же на снос, в соответствии с действующим законодательством, должен будет нести федеральный бюджет.
Полагаю, что правительство Саратовской области нашло наиболее эффективный вариант решения сложившейся проблемы, связанный с возведением и вводом в эксплуатацию нового современного радиолокационного комплекса в новом аэропорту. Данный локатор, согласно позиции ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения", Федерального агентства воздушного транспорта, способен исключить влияние домов на обеспечение безопасности полетов воздушных судов, что и было основной целью поданного иска и судебного решения.
Поскольку вновь построенный локатор введен в эксплуатацию и прошел летные испытания, обстоятельства устранения угрозы безопасности полетов способом, не связанным с демонтажем домов, возможно проверить. В связи с этим мной в адрес Южного транспортного прокурора Геннадия Крука, в подчинении которого находится Саратовская транспортная прокуратура, направлено обращение об изменении позиции прокурора в вопросе сноса домов.
Заявление Ирины Кондрашовой в части пересмотра решения суда о демонтаже домов прокуратурой поддержано. В настоящее время последнее слово осталось за судом, который, полагаю, примет справедливое решение с учетом баланса интересов всех лиц, участвующих в деле".
Судьба двухсот дольщиков может быть решена уже сегодня, в Волжском районном суде. ИА "Взгляд-инфо" будет следить за рассмотрением дела.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте