Сергей Лисовский о саратовском захолустье: "Если и сдулись, то в городском хозяйстве"

4641

11 августа 2016, 13:14

Наше агентство и эксперты продолжают дискуссию о "сдувшемся" Саратове. На этот раз своим мнением о причинах экономического упадка нашего города, который до революции был одним из самых крупных и успешных городов обширной Российской империи, делится экс-министр промышленности Саратовской области Сергей Лисовский. Он проанализировал основные направления саратовской промышленности, которые были развиты здесь еще в прошлом веке, и то, как они трансформировались сегодня. По его словам, сто лет назад Саратов имел пищевую промышленность, производство металлических изделий, литейное и текстильное производства. Что же произошло за эти годы?

Господин Лисовский рассказал следующее:

Пищевая промышленность

Саратов, конечно, был мукомольный город, это была основа, и в советское время мукомольная промышленность была развита очень сильно. Было сочетание крупного и мелкого производства, мельницы были в каждом селе.

К сожалению, за последнее время мукомольная промышленность в значительной степени себя потеряла, просели Энгельсский мукомольный завод, Саратовский мукомольный комбинат.

Один мой знакомый занимается хлебопечением, прошлой весной он вынужден был закупать муку в Ставрополе, потому что в Саратове было невозможно купить муку, вот до какого момента мы опустились…

Качество мясных и молочных продуктов столетней давности и нынешних несопоставимо. Производители стараются минимизировать издержки и по цене нормального продукта предлагают суррогат, стремясь получить прибыль и удержаться на рынке.

Я некоторое время жил в Ставрополе и на Северном Кавказе и могу смело утверждать, что уровень мясных и молочных продуктов там выше, потому что у населения существует нетерпимость к суррогатам. А у нас народ терпит, производители наглеют.

Конечно, нельзя всех равнять. Я с удовольствием попробовал недавно продукцию "Пугачев-молоко", прекрасные колбасы Базарно-Карабулакского мясокомбината. Есть у нас хороший производитель.

В перестройку закончил свое существование Энгельсский мясокомбинат, крупнейший в СССР, Ртищевский мясокомбинат. В советское время почти в каждом районном центре был мясокомбинат, их сейчас нет.

То же самое стало с молочными комбинатами. Даже в 90-е годы еще работали Новобурасский, Красноармейский молкомбинаты, и это было высокое качество. А после молока не стало, и жизнь замерла.

Но, справедливости ради, в перестройку появились "Дубки", появилась высокооснащенная табачная фабрика с мощностью на два порядка выше, чем вся табачная промышленность Саратова.

В перерабатывающей промышленности появилась группа компаний "Букет". Это и жиркомбинат, и два маслоэкстракционных завода в Балакове и Аткарске, планируется открытие завода по переработке сои.

Что касается металлоизделий, сто лет назад производство было элементарное. В настоящее время несколько инновационных малых предприятий выпускают гвозди, метизы, а "Бош Пауэр" в Энгельсе выпускает прекрасные электроинструменты. Сейчас в этой сфере все на новом техническом уровне.

Литейное производство – в Саратове до революции было очень много "литеек". И хотя технологии были древние – литье в землю, но если посмотреть те изделия – например, лестничные марши музея Радищева, лестничные марши в ряде районных администраций, – лестницы там, как в музее. Даже современные технологии это не позволят сделать, такие были мастера! А сейчас уровень техники другой, один "Балаково-Центролит" по мощности все прежние объемы перекроет, но по качеству подход другой. Тут массовое производство, а там ажурные вещи, ближе к искусству.

Текстильная промышленность в Саратовской области была развита до последнего времени. Сейчас можно назвать лишь одно уникальное предприятие – "Балтекс", единственное в России изготавливает полиамидные ткани. И каждый год наращивает объем.

Но за последние годы мы потеряли такие прекрасные производства, как "НИТКАН-Покровск". Две площадки – одна в Энгельсе, другая в селе Красный Текстильщик в Саратовском районе. Полтора года назад был там – до сих пор стоит в консервации прекрасное оборудование. Здания построены еще немцами. В лучшие годы там работало две тысячи рабочих. Но что произошло? Хлопок, который поставляется в основном из Узбекистана, взлетел в цене в несколько раз, и производство стало нерентабельным. "Красноармейск текстиль" работал еще до 2007-2008 годов, делал прекрасные махровые полотенца. Сейчас хорошее производство встало, отрасль в упадке.

Это базовые отрасли для Саратова, и вот как они трансформировались.

Добыча полезных ископаемых

Сто лет назад в Саратове добывали лишь элементарные полезные ископаемые – щебень, песок, глину. В предвоенные годы появилась добыча углеводородов, а в военные годы – и добыча газа. Почему Саратов называют родиной газовой промышленности? Потому что первый магистральный газопровод в СССР был газопровод "Саратов-Москва". Это наша гордость.

Добыча дала толчок и науке саратовской. Появился ВНИПИ "Газдобыча" – головной институт по проектированию и разработке месторождений газовой промышленности. Ямальский, Сахалинский газопроводы, "Сила Сибири" – все они спроектированы и разработаны в Саратове.

"ГипроНИИгаз" – мало кто может похвастаться: головной институт по газораспределительным системам в Саратове, а филиалы в Москве, Питере и еще в шести городах. Нижневолжский институт геологии и геофизики тоже появился благодаря нашей газовой промышленности. И сейчас это направление продолжает развиваться. Но если быть объективным, в момент зарождения отрасли с Елшанского месторождения ежегодно перекачивали в Москву 6 миллиардов кубов, а сейчас вся добыча – не более миллиарда. Основное месторождение истощилось. Сейчас много мелких месторождений, добыча будет наращиваться. То же самое в нефтянке.

Производство и перераспределение электроэнергии

Саратовская ГРЭС на Чернышевского начинала работать на сланцах, которые добывали в Краснопартизанском районе, поселок Горный. Но сланец низкокалорийный продукт, и когда газ появился в Елшанке, то станцию перевели на газ.

За последние годы наша энергосистема, безусловно, выросла, стала самой крупной в Поволжье и одной из крупнейших в стране и включает в себя атомную, гидро- и шесть тепловых станций. Перспективы серьезные, и в первую очередь связаны с модернизацией ГЭС и строительством завода по производству крупногабаритного оборудования для модернизации ГЭС, модернизацией тепловых станций. У нас будет осуществляться один из первых крупных проектов в стране по солнечной энергетике. В трех районах будут мощные солнечные электростанции.

В годы советской индустриализации появляются комбайновый завод, "Нефтемаш" – САПКОН, НПЗ – много в довоенный период заводов появилось.

Следующий крупный толчок – перевод эвакуированных предприятий с западных районов на территорию города и области. Здесь такие крупные предприятия, как "Корпус", "Тролза" (с Украины), "Сигнал", "Петровский молот" – порядка 30-ти предприятий. Это оказало серьезнейшее влияние на развитие саратовской промышленности.

Я сам работал в это время – в 70-80-е годы промышленность была опорой всего.

Итак, не было в Саратове нефтепереработки, сейчас она мощная. Не было химии, сейчас мы имеем производство удобрений – апатит добывает балаковский филиал "Росагро", работает "Саратоворгсинтез". Но надо сказать и о потерях. Саратов был центром производства синтетических волокон, и производили эти волокна Балаково, Энгельс, Саратов. Что произошло? Произошло непонимание руководителями государства роли промышленности, и в результате промышленность синтетических волокон у нас просто рухнула. И сейчас единственный положительный пример – это производство полиамидных волокон и тканей. А была очень мощная отрасль – три комбината производили 27% синтетических волокон в Советском Союзе. Хорошо, что сейчас "Балтекс" восстановили, здесь будем марку держать.

Электроника

Про электронику можно сказать особо. Создание саратовского центра электроники это пример продуманного подхода. На чем основывалась электроника? На оборудовании высокого уровня. Поэтому вначале было решено построить завод электронного машиностроения, на котором я имел честь 15 лет работать. От него начали отпочковываться "Рефлектор", "Алмаз", "Контакт", СНИИМ, КБПА и так далее. И на оборудовании завода создался мощный пласт электроники. По СВЧ-электронике мы удерживаем ведущие позиции и сейчас.

Транспорт

В начале прошлого века не было производства транспортных средств, кроме обыкновенных телег и паровых котлов. Сейчас мы производим вагоны, скоро появятся локомотивы, троллейбусы, из автомобилей есть специальная фирма "Солитон", которая производит вездеходы, а фирма "Торэкс" – аэросани. 356-й авиаремонтный завод готовит очень хорошие вертолеты, вошел в холдинг "Вертолеты России". Завод получает на ремонт совершенно разбитые вертолеты, а выпускает отремонтированные с характеристиками лучше, чем новые. Довольно большой спектр транспортных средств производится в области. Мы производим также снегоочистительную технику, железнодорожную и снегоуборочную технику, это серьезное направление.

Сто лет назад в Саратове была еще одна базовая отрасль – деревообработка. Кроме элементарной обработки мастера занимались изготовлением мебели. Сейчас лесное хозяйство в упадке, это итог одной из неудачных реформ 2007-2008 годов, когда ввели Лесной кодекс, решили коммерциализировать лесное хозяйство. Теперь лесхозы, которые производили много продукции, не производят ничего.

Несмотря на это Саратов к настоящему моменту превратился в крупнейший центр мебельной промышленности. Мы имеем лидеров российского рынка: компания "Мария" – лидер по кухням, "Король диванов" – лидер по производству мягкой и корпусной мебели. Это заслуживает всяческой положительной оценки. Есть и "Эмфа", и "Эванти", и "Калинка-плюс". Потеряли "Шатуру" в Балакове, но это оттого, что "Шатура" сжалась до размеров Подмосковья, хотя раньше имела филиалы в нескольких городах.

Я, будучи министром промышленности, немало усилий приложил к тому, чтобы "Европейская мебельная компания", оказавшаяся в состоянии банкротства, попала в руки "Шатуры", она была эффективным собственником. Это был 2000 год.

Мы продолжаем оставаться ведущим полиграфическим центром. Пока еще продолжаем….

Легкая промышленность – сто лет назад это были небольшие мастерские. У нас в свое время Красноармейск был центром текстильной и легкой промышленности – три фабрики там работали. Сейчас осталась одна, которая специализируется на детском трикотаже.

За это время у нас появились: "Элит" – компания имеет пять фабрик в различных районах области и является лидером по производству медицинской одежды; "Легпромресурс" и еще целый ряд предприятий. Губернатор недавно принял решение о поддержке предприятий легкой и мебельной промышленности как непосредственно работающих на население и увеличивающих потребительский спрос. И я думаю, что у легкой промышленности перспективы хорошие. Раньше нас прижимал Китай, зарплата там была ниже. Сейчас в Китае зарплата выше, и в результате наши товары стали конкурентоспособными, поэтому идет развитие.

В большинстве своем промышленность Саратова столетие назад работала на внутреннее потребление, лишь зерно и мука шли на всю Россию. Мои коллеги, обсуждавшие тему, говорили о солевом промысле, который играл большую роль в Саратове, но соль была не наша, она добывалась в Баскунчаке Астраханской области, а везли ее в Покровск на быках (отсюда энгельсский бык), здесь была конечная станция доставки соли, отсюда ее грузили на баржи и развозили по городам. Саратов был транспортным узлом.

Остальное все оставалось внутри. А как пошла индустриализация, стали создаваться предприятия уже и на весь СССР, и на мир тоже – это другие масштабы.

Поэтому как можно говорить, что Саратов "сдулся", что мы за это время все только теряли, когда появилось много того, чего не было? Это было бы несправедливо.

Да, сыграл свою роль научно-технический прогресс, но и заслуга саратовцев в этом тоже есть.

Возьмем объекты по уничтожению химического оружия – мы первые взяли на себя смелость открыть в стране такой объект. Это мощнейшее производство, очень сложное, и все боялись, а вдруг произойдет техногенная катастрофа. Депутата там ни одного не довелось встретить, все объезжали за километры этот Горный – боялись подмочить репутацию. В этом пекле пришлось мне крутиться, но это был первый объект, и по нашему пути пошли все остальные.

Такие предприятия, как "РБП" в Дубках, Балашовская макаронная фабрика, "Северсталь", "Балаково-Центролит" и т.д. – разе это не заслуга? Разве не заслуга, что "Бош", начав со свечей зажигания и модернизировав производство, начал производство автокомпонентов, после этого наладил выпуск электроинструментов, потом газовых котлов, а затем и еврорадиаторов. Значит, "Бош" почувствовал, что можно работать с саратовскими властями и можно делать ставку. А ситуация не такая простая. Я думаю, простят меня руководители предприятия за такую информацию, но руководство "Боша" планировало сделать завод по производству котлов в Караганде (Казахстан). И пришлось большие усилия приложить, чтобы Саратов стал центром этого производства.

А какие гигантские усилия по сохранению троллейбусного завода! Здесь производство полностью зависит от позиции власти – троллейбус может закупать муниципальная или региональная власть. И чего мы только не предпринимали! Крым едва стал российским – на следующий день мы там. Только принято решение о проведении в 2000 году в Санкт-Петербурге чемпионата мира по хоккею – мы с директором ЗАО "Тролза" на следующий день у губернатора Яковлева и говорим ему: как же так, чемпионат мира, а у тебя троллейбусы все ржавые?! Он закупил. Я могу столько примеров привести! Вот она где, работа, она не видна, ее и афишировать не всегда правильно. Скажут – лоббируешь, хотя есть больной, а есть здоровый лоббизм. Этот был здоровый.

Саратовская промышленность здорово просела в 90-е годы. Но с 2000 года опережала по своему росту российскую промышленность. В статистике есть всякие вещи, в других отраслях есть некорректные показатели, но в промышленности они достаточно объективные. Если где Саратов и "сдулся", то, скорее, в городском хозяйстве. Но это уже другая история.

С мнениями других экспертов вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ.

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.14 1 2 3 4 5

Главные новости